Нам, родителям, может показаться, что не у подростка, а именно у нас, с этим непонятным и неприятно порой себя ведущим подростком ну столько много проблем, а что у самого подростка такого количества проблем ну просто быть не должно. Вот еще бы слушался нас почаще и поменьше вредничал и спорил… Вот, как нам кажется, у нашего чада было бы вообще все замечательно.
На самом деле следует признать тот факт, что не только для родителей, но и для самого подростка (и – прежде всего – для него!!!) его возраст – ну просто наполнен проблемами и затруднениями.
Подростки, юноши и девушки, не будучи еще полностью компетентными в целом ряде «взрослых» вопросов (например, вопрос овладения и регуляции собственной сексуальной энергетикой и построения сексуальных отношений или вопрос экологии алкогольного застолья), подростки далеко не всегда стремятся советоваться с родителями. И как следствие, подростка на данных путях познания могут подстерегать опасности (нежелательная внебрачная беременность, венерические заболевания, алкогольная зависимость, тяжелые интоксикации алкоголем, вовлечение в табакокурение и зависимость от табака, стрессы и депрессии от неразделенных любовных отношений и непризнанности существом противоположного пола, суициды).
Подросток, в случае непризнанности и дефицита эмоциональной поддержки со стороны родителей, педагогов и сверстников, может найти такую поддержку в группе молодых людей с поведением, отклоняющимся от социальных норм. Такие группы могут принимать и распространять наркотики, злоупотреблять алкоголем, заниматься преступной деятельностью. Обидно, когда подросток в такой группе ищет и находит поддержку, но взамен теряет здоровье, нравственный облик, свободу и жизнь.
В более мягких формах наблюдается сниженный интерес к учебе, к помощи в домашних делах, в стремлении долго гулять, проводить много времени за компьютером, занимаясь играми или бесконечным общением в социальных сетях – в ущерб конструктивным видам деятельности.
Естественно, все это не может не беспокоить родителей. И родители, пытаясь исправить отклонения в поведении подростков, неизбежно вынуждены конфликтовать или, по меньшей мере, противостоять некоторым выборам чад.
Если пропорция между сотрудничающими отношениями и конфронтационными все же содержит больше сотрудничества, тогда родители и подростки сообща преодолевают возникающие затруднения (отношения сотрудничества складываются из понимания необходимости и целесообразности такого сотрудничества, из умения сотрудничать и из желания сотрудничать, присущих обоим сторонам – взрослому и подростку).