Многие родители задаются многочисленными вопросами о детской дружбе: с кем стоит дружить ребёнку, а от кого лучше оберегать? Как научить выбирать друзей или спокойно реагировать на окончание дружбы. Вопросов много. Задача родителей помочь и научить ребенка выстраивать гармоничные отношения с друзьями.
Приведу самые популярные вопросы от моих клиентов на тему детской дружбы:
1. В каком возрасте понятие дружба входит в жизнь ребенка?
В любом. Что не дается ребенку с генами, то он получает от родителей и прочих окружающих его людей, в том числе примеры дружеских отношений, навыки дружбы. Это происходит в том случае, если родители дружат как между собой, с другими людьми, так и с ним самим. Такие примеры усваивает ребенок, глядя на значимых для него взрослых людей, чувствуя их энергетику. И это происходит с самого раннего возраста.
2. Насколько долговечны и значимы первые дружеские чувства?
Первые дружеские чувства – очень значимы, как и всё, что случается в жизни впервые. Насколько они долговечны? Как повезет, как сложится. Идеального сценария не существует.
3. Должны ли родители каким-то образом регулировать эти новые для ребенка отношения?
Да, если будет на то необходимость. Делать это лучше деликатно и, вместе с тем, эффективно. Подойдет роль доброго, ненавязчивого наставника. А иногда - строгого наставника – если родитель усматривает реальную опасность (например, наркотики, криминал, игровая зависимость).
4. Существует расхожее мнение, что дети всюду находят себе друзей.
Дети понимают разницу между приятелями, с которыми просто играют во дворе и друзьями, которым доверяют секреты? Задача родителя – научить ребенка понимать данную разницу, если он этого делать еще не умеет.
5. Нередко можно встретить такой тандем - самый робкий(ая) и тихий(ая) мальчик(девочка) и ребенок-лидер, этакий (ая) "сорвиголова". Как относиться к такому союзу?
В жизни детской, да и взрослой, часто бывает так, что кто-то сильнее, а кто-то – слабее. Слабые, естественно, тянутся за сильными лидерами, а последние, в свою очередь – ведут более слабых и робких за собой. Все эти вещи сами по себе – часть нашей жизни.
Однако, проблема может быть в том, что лидер «сорвиголова», в поведении и убеждениях несёт отвержение социальных норм, культурных ценностей и даже может обладать криминальными наклонностями. В таких случаях, отношение родителей к такому тандему должно быть по меньшей мере внимательным, и при необходимости, бдительным.
6. Заводят ли дети себе расчетливо полезных друзей, как это иногда делают взрослые?
Очевидно – да. Тем более, как вы сказали, так делают взрослые, хотя бы иногда. И детям есть у кого поучиться делать то же самое.
7. Что делать, если ребенок поссорился с лучшим другом? - Переезд друга или подруги дети переживают тяжело, как помочь ребенку?
Ребенок поссорился с лучшим другом и переживает ссору? Поддержать, утешить, помочь составить план примирения.
Переезд друга дети переживают тяжело – и снова поддержать, проконсультировать на тему того, как с другом можно продолжать общаться, в том числе – и с помощью современных средств коммуникации. Если позволяют средства и прочие обстоятельства – организовывать редкие взаимные визиты друг к другу.
8. Обратная ситуация — мы сами переезжаем в другой город, ребенок понимает, что он потеряет и школьных товарищей, и друзей во дворе. Как подготовить к этому ребенка?
Настраивать ребенка, что переезд, как и любая большая жизненная перемена – это всегда и риски (например, потерять старых друзей, хотя – не факт - при современных средствах коммуникации) и, одновременно – новые возможности (новые впечатления и опыт, возможно – лучшие условия жизни, даже новые друзья на новом месте!).
9. Если родителям не нравится друг их чада, запрещать дружить? Смириться и молчать? Что делать?
Эта дружба содержит серьезный риск безопасности вашему чаду (наркоопасность, криминал, аморальное поведение, психологическая, физическая, прочие опасности)? Если есть что-то из выше перечисленного – естественно, запрещать дружить с такими. И к этому вы должны подойти очень серьезно, так как за безопасность вашего несовершеннолетнего ребенка отвечаете вы.
А вот если антипатия у вас к другу чада иной природы, то надо разбираться индивидуально и вести себя в соответствии с особенностями каждой конкретной ситуации. Где-то твердо, а где-то – деликатно.
10. Какого возраста должны быть друзья моего ребенка? Если друзья младше или старше его, это нормально?
Любого и нормально! Разнообразный круг общения: возможность развиваться наиболее гармонично, так как у старших друзей он может перенимать ценный опыт, на отношениях с младшими оттачивать свои лидерские качества и навыки заботы, а с ровесниками, например, просто развлекаться.
Тревожить или заботить может та ситуация, когда у ребенка не складываются отношения с ровней, и на фоне этого он только и делает, что самоутверждается во власти над младшими, либо предпочитает искать защиту у старших, отдавая им взамен власть над собой.
11. Стоит ли беспокоиться, если у ребенка нет друзей?
Стоит, конечно. Без друзей и дружеских отношений - как и где еще ребенок может получить столь важные современному человеку навыки социальных отношений? Единственное исключение из этого правила, это если ваше чадо – прирожденный интроверт (не путать с аутистом). Интроверт – это редко встречающийся (не более 10% населения) вариант здоровой личности, для которой общение действительно не требуется или его требуется очень немного.
12. Какова роль родителей в том, с кем и как будет дружить их ребенок?
Выделим даже не одну, а три основные роли:
1)Бдительный монитор - быть в курсе основных событий, происходящих в жизни ребенка и в частности в его дружеских связях.
2)Деликатный наставник - мы опытнее наших детей, в том числе – в вопросах дружбы, и хорошо, если нам будет удаваться этот опыт передавать.
3)Харизматичный менеджер - руководить, направлять, вовлекать ребенка в конструктивные форматы дружбы.
Подведем итог: родителям надо учиться деликатно мониторить ситуацию и вести себя ситуационно эффективно, а при необходимости – вовремя обращаться за помощью к специалистам.