Меню
Что для Вас имеет значение при выборе психолога?








Результаты
 Считаю, что в сложной жизненной ситуации...




Результаты

Психологическое развитие взрослых людей

1. Временные периоды.
2. «Ценные результаты» и дефекты развития.
3. Силы, влияющие на процесс развития.
4. Обстоятельства, замедляющие и ускоряющие развитие.


Есть два мнения, касающиеся способности взрослого человека развиваться, изменяться. Согласно первому, психология взрослого человека подобна камню, железобетону, иными словами - чему - то твердому, неизменному.
Есть, однако, мнение, что человек, его душа - пластичный, изменяемый материал, наподобие глины, что, сколько бы ему ни было лет, человек в состоянии обучится новым знаниям, обресть новые навыки.
А вы как полагаете, уважаемый читатель?

Силы, влияющие на процесс развития.

Два рода сил, способны толкать, сподвигать индивида развиваться.
Во-первых - это внешние силы, общество. Общество, общественное мнение, например, поощряет (через общественное мнение, мораль) взрослого индивида в молодости заводить любовные отношения, затем - вступать в брак, заводить и выращивать детей.
При этом, параллельно - не забывать про учебу, работу. И, желательно, так не забывать, чтобы работа приносила максимальные результаты: и в казну предприятия и в казну личную. Если работа, кроме материального, приносит еще удовлетворение душевное и духовное, то счастлив такой работник. Счастье в любовных отношениях, а, если они продолжаются, то - в семейных - попутчик и брат успеху в них. Преуспеть в личных отношениях необходимо на всех стадиях отношений: начиная с успешного выбора партнера, продолжая успешными трудами по выстраиванию собственно самих отношений с реальным человеком ( а реальным человек предстает перед тобой после завершения стадии «психологического опьянения» во время «медового периода»). И вот перед тобой - реальный человек, наделенный не только достоинствами, которыми ты наслаждался во время медового периода, но и - недостатками. И надо к ним приспосабливаться, и в награду за приспособление опять учащаются моменты счастья, но лишь моменты, а не сплошь одно счастье, как вначале. И такая работа по приспособлению и переприспособлению должна длится минимум лет 20 - 25, чтобы успеть поднять на ноги детей, суметь их сделать душевно сильными и красивыми людьми, а не травмированными разводами да частыми раздорами запуганными либо истеричными недорослями.

При достижении индивидом преклонного возраста, общественная мораль от него ожидает от него мудрого поведения, мудрого ко всему отношения. И - посильного для стареющего человека - помощи в воспитании подрастающего поколения, участия в посильных для него, не обременительных и полезных для общества формах социальной активности.

Общество редко напрямую требует от старика подведения итогов его жизни, разве что - в случае особо ценного варианта итогов. Однако, сами пожилые люди рано или поздно ощущают внутреннюю потребность такие жизненные итоги подвести, и именно такое подитоживание прожитого и является финалом (как знать может - финалом промежуточным, по тем или иным причинам) жизненного развития.

Внутренние силы, заставляющие человека развиваться - это потребности (осознаваемые и неосознаваемые).
Перечислим их, в творческом самовыражении, в статусном самоутверждении, в общении, в любви (любить и быть любимым), в принадлежности к определенной социальной группе (в единении), в безопасности, стабильности, в экологически чистой, сбалансированной по составу еде, в чистой воде для питья, в чистом воздухе для дыхания, в сексе, в защите от экстремальных температурных воздействий (одежда и кров).
Это - согласно теории А. Масолу.

А. Л. Катков полагает, что подсознательные силы целесообразно обозначать термином «драйверы» и выделять три из них как основные: «оборонительный» (инстинкт самосохранения, так мы защищаемся от опасностей), «синергетический» (инстинкт общения, сотрудничества, ибо сообща легче «добыть мамонта» (М. Е. Литвак), легче выживать и процветать) и драйвер сексуальный (размножение, программа продления рода человеческого).
Ну а на уровне сознания, по мнению Каткова, нами движут, главным образом, потребности в адаптации и в гиперадаптации (творческом подходе к окружающему и внутреннему мирам).

Это - наши движители развития. Давайте-ка попробуем совсем не развиваться под их таким мощным и многосторонним воздействием!
И что выйдет такого хорошего из того, что человек, например, станет сопротивляться, внутренним и внешним необходимостям развиваться?
Ничего хорошего! Останется в одиночестве, не выстроив брачных отношений, не оставит после себя потомства, либо должным образом его не вырастит и не воспитает детей, не сделает карьеру, не заработает необходимых средств для себя, не создаст запас на период старости, на «черный день», не пролюбит, не прозаботит внуков. Не обессмертит себя в том, что он сотворил, вложил, отдал. Говаривают, что больно бывает такому человеку в старости подводить итоги собственной жизни, тем более, что времени для того, чтобы что то поправить уже не остается.

Поэтому, может быть, подспудно чувствуя конечность бытия, мы (или некоторые) торопимся, порой, жить, что то успевать-преуспевать. И слава Богу, что есть эти внешние и внутренние движители: эти «кнуты» и «пряники» - стремление избегать худшее и желание стяжать лучшее.


Периоды развития.

Начало и конец зрелости.
Зрелость официально-юридически берет начало в 18 лет, реально - порой и среди 30 летних встречаются психологические дети - недоросли.
Завершается зрелость - в лучшем случае - в момент физической кончины, в менее благоприятных вариантах, с началом старческого интеллектуального снижения, нарастания маразма. Такие старики все меньше способны к мудрости и взрослости, все больше напоминают в поведении детей.


«Сырье» и «ценный конечный продукт» процесса развития в период зрелости.

«Сырье».
Зрелости, как известно, предшествует подростковость. «Ценным конечным результатом» развития человека в период подростковости является усвоение нескольких жизненно важных адаптивных социальных ролей с их ролевыми сценариями. В свою очередь в каждый сценарий включены такие важнейшие личностные качества, как компетентность, трудолюбие, самостоятельность, ответственность, инициативность, творческость, адекватная самооценка, адекватная способность оценивать ситуацию и ее участников (есть опасность или ее нет, есть возможность синергетиески сотрудничать, совместно созидая - добывая ресурсы или необходимо обороняться), навыки общения и сотрудничества, необходимый объем защитно - конфронтационных навыков.
В свою очередь, дефектом развития в подростковом и предшествующих периодах детского развития следует считать дефицит тех или иных перечисленных личностных качеств.

«Ценный конечный результат» зрелости.
Это мудрая, спокойная, удовлетворенная, обеспеченная старость. Человек прожил полную различными событиями, насыщенную впечатлениями жизнь. Прошел, что называется - «огни и воды и медные трубы». Это виды духовных испытаний пройдя которые можно стать человеком, в частности медные трубы (фанфары, поющие тебе во славу) - это испытание славой и властью. Прошел эти испытания, все или почти все выдержал с честью, пресытился многим. Остался вкус к спокойным, душевным и теплым отношениям, к мудрой передаче опыта детям, к заботе, теплой и нежной, одновременно - ненавязчивой - любви ко внукам. И - к подведению иогов жизни. Предстоящая смерть таких людей не страшит или страшит не так остро, как «ненажившихся», ибо они сумели себя в какой - то степени обессмертить результатами собственной жизни, которые (и они сами об этом с уверенностью знают) останутся в пространствах материальном и духовном и после их ухода в «вечность- бесконечность».

Дефектом финальной части развития являются старики ненажившиеся, неналюбившиеся, ненасвершавшиеся, ненатворившиеся и, возможно - «ненатворившие». Итоги жизни таким подводить сложно и больно. Поэтому они предпочитают не очень - то об этом думать, вытесняют эти думы в подсознание.


Промежуточные «ценные результаты» развития в период зрелости.
Если обобщать, то это все возрастающая способность эффективно производить следующие действия: стяжать (брать), накапливать, беречь всевозможные ресурсы, творить, любить и приниать любовь, обмениваться ресурсами, сотрудничать, договариваться, выстраивать отношения, защищать и защищаться, отдавать (передавать).
Эффективно - это значит делать все выше перечисленное - максимально полно, хорошо, качественно.

В зрелости выделяют (Эрик Эриксон) три критических периода Это пресловутые три кризиса: кризис молодого возраста, кризис среднего возраста и кризис, соответственно пожилого возраста.
Примечательно то, что период детства, длящийся по астрономическому времени в 2 - 4 раза меньше, чем период зрелости, включает в себя аж 5


Кризис ранней зрелости.                                                                        

Обусловлен затруднениями в усвоении роли партнера по интимным отношениям.
Интимность здесь понимается не только в узком смысле отправления сексуальной потребности, но и в построении многогранных отношений с существом противоположного (главным образом) пола, подразумевающих доверие (доверять и доверяться), заботу, внимание, ответственность за другого, себя и отношения в целом, узнавание партнера, знание его достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон, принятие его таким, какой он есть, способность не желать изменить партнера ценой насилия над ним, потери его целостности, индивидуальности, способность деликатно и творчески помогать партнеру в его личностном росте, не забывать самому расти и развиваться личностно, совмещая собственный личностный рост с задачами строительства отношений.
Способность брать на себя роль отца (матери), выстраивать отношения с ребенком (детьми) в формах, соответствующих возрастным особенностям подрастающих детей, при этом не забывая об отношениях с супругом, не обделяя их своим вниманием, достаточно заботясь о них. Не забывая о себе, проявляя любовь и заботу о себе, с целью самосохранения и личностного роста.
Как видите, ролей, ролевых сценариев несколько, по сути - много. Задачи, им соответствующие, порой, противоречивы. Примером тому является необходимость для молодой мамы, заботясь , прежде всего - о ребенке, справедливо - внимательно ласково относиться к мужу и к его потребностям - мужским и человеческим.

По мнению Э. Эриксона, достижение подлинных отношений интимности, содержащих именно выше описанные характеристики, невозможно без успеха в прохождении и в результативном завершении периода подросткового периода, также всех еще более ранних периодов развития.
О детских периодах развития и о результатах этого развития на нашем сайте размещена специальная статья. Здесь напомним кратко то, что хорошо завершенным весь период детства считается тогда, когда молодой человек обладает достаточно высокой самооценкой, самостоятельностью, инициативностью, трудолюбием, усвоил необходимые для социальной коммуникации и адаптации необходимые социальные роли и соответствующие ролевые сценарии. И в этих деталях молодой человек целостен. Именно эта целостность является основой успешного вступления в следующий период развития - в период ранней зрелости.
Однако, бывает так, что юноша или девушка, не обладающие достаточной целостностью в собственной социально - ролевой принадлежности, не очень то трудолюбивые, упорные, недостаточно инициативные, несамостоятельные, да, к тому же, не обладающие адекватной самооценкой (она может быть как депрессивно - заниженной, так и завышенной, истерически «задранной до небес») - вступают в отношения с существом противоположного пола в отношения с целью построить подлинно интимные.
Только, вследствие собственной незрелости, они либо в слиянии с другим - теряют себя, собственную индивидуальность и целостность (так как, будучи слабыми сам, хотят (сознательно или бессознательно) усилиться за счет личностной силы партнера), либо пытаются «поглотить» партнера, не имея желание да и способность признать за партнером право на его индивидуальность.
Подобные незрелые личности строят, таким образом - незрелые отношения, торопятся со вступлением в брак (и торопят партнера).
Порой бывает так, что в брак молодые бегут, желая побыстрее избавится от гиперопеки родителей
В результате обрекают себя на затяжные нервно - психические расстройства. Велика у таких пар вероятность разводов.


«Ценный конечный результат» стадии ранней зрелости - построение успешных любовных (семейных) отношений, все развивающееся чувство единения с любимым (супругом и детьми), без потери себя, собственной целостности, индивидуальности».
В широком, выходящем за рамки любовных отношений, приобретением данного периода следует считать себя способность вверять себя другому человеку, людям.
Этическое приобретение: понимание ценности продолжительной дружбы, социальных обязательств. Умение совершать реальные действия и поступки по сохранению и развитию дружеских отношений, даже ценой определенных личных жертв.

Дополнительным ценным результатом данного возрастного периода считается начало строительства карьеры и связанные с этим новые профессиональные знания и навыки, которые необходимо форсированно приобретать.

Дефектом развития данной стадии следует воспринимать ситуацию, когда человек избыточно поглощен собой. В результате отношений (подразумевающих любовь, доверие, заботу, внимание, ответственность, ведущих к браку, семье, родительской роли) выстроить не удается.
Отношения, которые все же кое как складываются, характеризуются формальностью, поверхностностью. Имеет место постоянное (часто - бессознательное) избегание углубления отношений.
С коллегами, деловыми партнерами также складываются исключительно формальные отношения, что даже, порой, мешает .
И как следствие - одиночество и тоска, самокопание до самобичевания, снижение самооценки (низко ценят себя в ролях мужчины, женщины. Может нарастать неуверенность в себе, в собственные сексуальные способности.

Другие варианты «дефекта»: складывающиеся «интимные» отношения сопровождаются «потерей» себя, либо «поглощением» партнера».
При этом, вследствие стресса и нервного перенапряжения снижается трудоспособность, внимание, повышается раздражительность, нервность.


Возраст средней зрелости (среднего возраста).

Продолжается период средней зрелости примерно и условно - от 25 до 65 лет.
Приобретения.
Главные задача данного возраста: обрести максимальную продуктивность в том деле, которым человек профессионально занят.
Это значит, что в деловой сфере - становиться и в итоге - стать мастером своего дела или , по крайней мере - хорошим признанным практиком с устойчивыми профессиональными навыками и высокими результатами. Работа должна приносить и достаточно высокое материальное вознаграждение, и признание со стороны коллег (и клиентов).
Также благоприятно сказывается на прохождении периода то, что работа приносит еще и духовное удовлетворение, придает всей его жизни смысл, ощущение того, что живет человек не зря, что занят большим, нужным делом, самореализуется через это дело.
Дополнительные задачи возраста средней зрелости - дальнейшее развитие навыка заботы через расширение взятых на себя обязательств заботиться о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес.
Становится естественным желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений.

«Дефекты»
(обусловливающие «кризис среднего возраста»).
Переход в состояние все большего поглощения собой, когда основным предметом заботы становятся лишь личные потребности.
Все больше утрачивается продуктивность, обедняются межличностные отношения. Нарастает чувство безнадежности, бессмысленности жизни



Период пожилого возраста.

Начинается в 65 лет и заканчивается смертью (Э. Эриксон)
Это период завершения жизни, время, когда люди оглядываются назад, вспоминают о своих достижениях и неудачах, пересматривают собственные жизненные решения, убеждения, ценности.

Особенности данного периода.
Это начало старости. Человека одолевают многочисленные нужды, убывает физическая сила, ухудшается здоровье, материальное положение становится более скромным. Умирают супруг, близкие, друзья. Устанавливаются отношения с людьми пожилого возраста.


«Ценный конечный результат».

Происходит суммирование всех предшествующих стадий развития, их переоценка, интеграция.
Пожилой человек в целом позитивно относится к результатам собственной жизни: брак, дети, внуки, карьера, достижения, социальные отношения.

В результате человек говорит себе : «Я доволен!».

На этом основании неотвратимость смерти больше не страшит, так ка человек видит продолжение себя либо в потомках, либо в творческих достижениях.

Приходит настоящая зрелость и «мудрость прожитых лет».

Однако, такой человек осознает неабсолютность собственной мудрости, знаний, опыта. Понимает, что они главным образом были истинны для людей его поколения и в его период жизни.
Мудрость таких людей - это основание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти (Э. Эриксон, 1982).


«Дефект развития»

На противоположном, «дефектном» полюсе находятся люди, относящиеся к прожитой жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок.
На закате жизни они осознают, что слишком поздно начинать все сначала или искать какие - то новые пути, чтобы ощутить целостность собственного «Я».
Недостаток или отсутствие эго - интеграции в эмоциях и поведении проявляется так:
• Ощущение неудачливости
• Сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново.
• Отрицание собственных недостатков, на фоне гипертрофированного видения недостатков в других людях.
• Брюзжание, занудство по отношению к молодым.
• Депрессия, ипохондрия.
• Страх смерти.

 

Благотворительность вместо сувениров!