Меню
Что для Вас имеет значение при выборе психолога?








Результаты
 Считаю, что в сложной жизненной ситуации...




Результаты

Психологическое развитие детей

Психологическое развитие детей - успехи и дефекты.  

                     

Никто из современных культурных людей теперь уже не станет подвергать сомнению тот факт, что в развитии человеческого индивида именно детство играет основополагающую роль. Действительно, именно в детстве мы приобретаем те устойчивые знания, умения и навыки, которые, дополняя генетически обусловленные черты характера, затем всю оставшуюся жизнь обусловливают наше ежедневное поведение, настроение, отношения, выбор поступков и даже судьбы в целом.
 В данном сообщении мы поговорим о том, как именно происходит развитие психологии человека в детстве.

Все развитие психологии ребенка (от рождения и до совершеннолетия) можно разделить на несколько ступенек. Разные авторы выделяют различное их количество. Мы выделим их пять, подобно тому, как это сделал выдающийся американский психолог Эрик Эриксон. Так же, многие (не все) идеи нашей статьи будут соответствовать положениям, выдвинутым Эриксоном в его теории развития.
Вот эти «ступени»:


Первая - от рождения до 1 года
Вторая - от 1 года до 3 лет.
Третья - от 3 лет до 6 лет
Четвертая - от 6 до 12 лет.
Пятая - от 12 до совершеннолетия.

Забегая вперед, опишем «ценный конечный продукт» успешного прохождения всех пяти ступенек. Для этого представим себе образ молодого, но уже, во многом - взрослого человека с достаточно усвоенными основными социальными ролями. Благодаря этому, он способен выбирать себе жизненный путь и достигать успехов в личной и деловой сферах, то есть в итоге стать успешным , здоровым и счастливым человеком. И вот еще штрихи к данному портрету: достаточно уверенный в себе и в меру доверяющий людям; самостоятельный в выборе пути из нескольких жизненных альтернатив; ответственный за принятие собственных решений; инициативный в планировании жизни; трудолюбивый, образованный, компетентный в сфере социальной коммуникации.

Ну как, уважаемые родители, нравится образ?
Хотите своих чад видеть в итоге такими?

Если да, то вам будет сейчас интересно и важно узнавать, как именно такой ценный конечный результат получается, ценой каких усилий и путем прохождения каких ступеней.

Там, где речь идет о результате какой либо деятельности или , иначе говоря - «Ценном конечном результате» (данное выразительное понятие взято у Р. Хаббарда), уместно поговорить о «сырье», то есть в нашем случае - о некоем начальном состоянии психического аппарата ребенка.
Психика новорожденного - есть, в свою очередь, результат взаимодействия генетических программ и условий бытия плода в утробе матери.

Предположим, что гены - без дефектов, плод развивается без уродств и психический аппарат биологически нормален, также предположим, что мама не курила, не пила, не нервничала избыточно, пока вынашивала плод, не поднимала непосильные тяжести. И по выше перечисленным причинам плод находился все 9 месяцев в комфортной среде околоплодных вод, словно в невесомости, по пуповине через плаценту из организма матери подавался кислород и все необходимые питательные вещества. Плоду ни о чем не надо было беспокоиться, все давалось в нужном количестве и во время.


Первая ступень.

                                                                                                                                                                     

Процесс рожденья прерывают данный внутриутробный «рай». Вначале мышцы матки (в процессе схваток и потуг) сжимают ребенка и толкают к выходу на Свет Божий. Только этот выход узок и сквозь него еще надо плоду суметь протиснуться и не пострадать непоправимо. Особенно должна не пострадать головка плода, которая все равно, в любом случае, хоть чуть - чуть, но деформируется, и поэтому роды - все равно - сильнейший стресс, испытание!
Еще один стрессовый фактор - сразу после родов, как только перерезается пуповина, возникает необходимость(жизненная) новорожденному дышать самостоятельно, ведь кислород через мамин организм больше не поступает, а не дышать человек может считанные десятки секунд, затем, как известно, наступает удушье и смерть. Задышал, предположим, справился!

Вопрос дальнейшего благополучия новорожденного -это вопрос- в какие условия он попадет. Будет ли он окружен заботой спокойной, не нервной, не тревожной мамы? Будет ли даваться ему регулярно грудь, или он будет «искусственник»? Достаточно ли часто ему будут меняться пеленки или задерганная уставшая мать будет даже, порой, не в силах подойти в ответ на его плач? До 1 года ребенок, что называется, должен быть как следует «пролюблен», «прозабочен»! И лучше, если это будет делать родная мама, одна. А не всевозможные няньки, бабушки, воспитательницы, даже если их будет несколько.

Из всего этого периода развития ребенок выносит как результат, как первый в жизни суперприз, ощущение базового доверия миру. Ощущения мира и себя как части этого мира как нечто весьма благополучного. Оговоримся, что ребенок приблизительно до года, а то и до более позднего периода не отделяет себя от мира, эго ребенка еще не сформировано, позже он именно с помощью эго будет осознавать себя как отдельную от мира сущность, будет отдельно оценивать мир и себя. Особенно это умение форсировано развивается с возраста 3 лет, в период так называемого «Эдипова кризиса», но об этом - позже.

Подводя итоги рассуждений о первой ступени развития ребенка, отметим главное: приобретениями периода развития от рождения и до одного года является вера в благополучие мира и в себя и надежда на то, что временные периоды отсутствия тех или иных благ преходящи и, что мир обязательно откликнется на призыв о помощи и даст все необходимые для жизни ресурсы.
Соответственно, дефектом развития, характерным для данного периода следует считать то, что ребенок воспринимает мир как грозное, устрашающее место, поэтому - сколько не взывай о помощи - ее, вероятнее всего - не будет все равно. И как только ребенок чуть начинает осознавать свое «Я», он все больше уверяется в недостойности, собственного этого «я», ведь мир (в первую очередь - мама) не удостаивает его столь даже необходимого внимания, ласки, сухости пеленок, своевременного питания, спокойствия, любви. Там, где должно быть усвоено доверие и надежда, усваивается недоверие страх, отчаяние, комплекс собственной неполноценности.

Могу свидетельствовать лично, что комплекс неполноценности не такое уж редкое явление, беспокоящее наших граждан, так как в рамках моей психотерапевтической практики приходится еженедельно помогать клиентам преодолевать как само ощущение и понимание неполноценности, так и его последствия.
Родителям ( в том числе - мамам) нынешних клиентов психотерапевтов практически по всей России было не очень то до детей по совершенно объективным причинам, связанным с необходимостью выживать, большую часть времени посвящая работе.
 Да и выгодно было тоталитарному режиму иметь в обществе побольше тревожных, подчиняемых, внушаемых индивидов, которыми проще управлять.
Теперь - другая эпоха! И современные люди все больше понимают то, что от комплекса неполноценности, чрезвычайно мешающего во многих ситуациях общения и деятельности, необходимо как можно быстрее избавляться!


Вторая ступень.

Вторая ступенька развития ребенка - это период от 1 года до 3 лет.
В этот период он все больше осваивает собственный костно - мышечный аппарат, все больше двигается. Вначале, как водится - ползает, затем начинает ходить. Везде лезет, все старается потрогать своими руками, все тащит в рот. Старается открыть для себя все больше ящиков комода, полок шкафа, все оттуда старается выгрести, чтобы лучше рассмотреть. Одно из первых слов, после слова «мама» - это слово «сам». Для ребенка в этот период что либо, неважно пока что - делать самому, также, почти, важно как и дышать. Он, иными словами, должен наделаться сам всего, чего только сможет и будет, конечно, ему дозволено - до сыта! И тогда он всю оставшуюся жизнь будет само-стоятельным! Или не будет, если ему родители будут это ну совсем жестко запрещать - вследствие собственной избыточной тревожности («как бы чего не вышло...»), либо из-за деспотичной директивности, моралистичности («Нельзя - потому что это - плохо, вести надо себя хорошо, а хорошие дети никуда не лезут, запомни!»).

Но ведь ребенок, действительно, везде залазит и тем самым доставляет родителям уйму хлопот. Как тут быть?! Не знаем точно, как именно вы, уважаемые родители, выкрутитесь из данной дилемы. Подойдет пословица: «Сделать так, чтобы волки были сыты и овцы целы». Возможно - это решение родителей о том, что материальные жертвы в этот период неизбежны (просыпанная крупа, оторванные от ноутбука клавиши и прочее...), и что это все - плата за его, ребенка будущую самостоятельность. Ох, трудно быть таким философом - в «шкуре» родителей! Где - то и сорвешься на крик. В итоге - вольно или невольно напугаешь - и не раз свое родное чадо. Вопрос, видимо, должен состоять в том, чтобы стараться минимизировать этот вред, который ты сам можешь причинить психике ребенка, заранее зная, что вовсе не причинить его - сложно, практически невозможно. Ведь, с другой стороны, никто с нас, родителей, не снимал ответственность за то, чтобы мы прививали детям соответствие социальным нормам, через послушание. Если ничего не запрещать и ни в чем ребенка не ограничивать - он и не будет потом знать никаких границ, пределов - вырастет «беспредельщиком» - в худшем смысле этого слова. Здесь, видимо, важна «золотая середина», мера: как для ограничений и санкций, так и для разрешений, попущений, прощений.

У известного психолога В. Леви есть прекрасные поэтические строки, адресованные родителям:

Не пугайте малыша
От него уйдет душа
Убежит в подземный сад
Не найдет пути назад
Станет взрослым и большим
Будет сам себе чужим
И от счастья убегать
И своих детей пугать
Слышите?

Добавлю к этим чудесным словам вот что: воспитать ребенка и ни разу его напугать - вольно или невольно - мне представляется немыслимым, если ты не святой и не ангел и не живешь в раю. Релистичнее здесь, в земном противоречивом социуме воспитательная задача может состоять в том, чтобы каждому родителю понимать, задумываться над собственными воспитательными действиями и осознавать, что воспитание ребенка сравнимо, порой, с ходьбой по канату - крен опасен как в одну , так и в другую сторону, спасительна лишь середина - «золотая»!
 И все же для данного нежного детского возраста, так и хочется верить, что предпочтительнее некоторые уклонения в сторону дачи ему свободы, насколько только возможно - для каждого родителя, для каждой семьи; насколько эта свобода, даруемая нами собственному чаду будет «сходить всем нам с рук», и чтобы самому чаду потом - «боком не вышла». (Да еще бы уметь заглядывать в будущее - что ему будет на пользу, а что - на вред!)

Итак, ценное приобретенье второй стадии - это нарождающийся баланс между самостоятельностью и личностной свободой (поведенческой и творческой) и пониманием-ощущением границ и пределов земного, и, в частности - социального - бытия.

Дефектом воспитания для данного периода следует считать отсутствие или недостаток личностной самостоятельности, автономии, развитой силы вли, и взамен самостоятельности привитые чувства избыточной стыдливости и сомненья в правильности собственных действий.

Другим видом дефекта данной стадии развития можно рассматривать склонность индивидом игнорировать даже очевидные и социально ценные пределы индивидуального поведения и как следствие этого - эгоцентризм, поведенческая «беспредельщина», склонность к экстремизму.


Третья ступень.

Следующая, третья ступенька в развитии ребенка - возраст от 3 до 6 лет. Это период детских игр и забав, только игры эти не имеют такого уж несерьезного значенья, как для нас - взрослых. Игры направлены на выработку навыков социального поевдения. Вспомним девчачьи «дочки - матери», «в магазин», «в больницу» и мальчишечьи: «в солдатиков», «в войнушку», представляют себя крановщиками, экскаваторщиками, директорами, летчиками и т д. Иными словами - впервые дети примеривают на себя и репетируют взрослые роли.
Еще в период от 3 до 6 лет окончательно определяются и психологически закрепляются половые роли и половая принадлежность в целом. Данные процессы, называемые процессами половой идентификации, протекают зачастую не без кризиса. Для данных кризисных явлений и периодов в фрейдовском психоанализе придуманы свои названия: это Эдипов период - для мальчиков и период Электры - для девочек.

Был, говаривают, мифический царь - Эдип, который влюбившись в собственную мать, ради обладания ею убил собственного отца.

Суть эдиповых переживаний для ребенка аналогична сюжету мифа и считается в научной психологии неизбежной закономерностью. Только все практически всегда остаются живы.
Мальчик посоперничает несколько месяцев с папой за право обладать вниманием мамы, иногда - за право «делить с ней ложе», то есть в постели с мамой побыть, полежать, ночь поспать, даже папу из постели постараться вытеснить (например, под предлогом того, что сам, один спать боится и т д., капризы устраивает те или иные.).
Одновременно мальчишки при всей внешней неприязни к отцу, соперничании с ним, не перестают его любить и уважать, более того, отец все больше становится для мальчика предметом подсознательного подражания, копирования мужественного поведения.
Причем, мальчикам, возможно, в чем то проще бывает, чем девочкам проходить через Эдипову стадию, так как предмет обожания для мальчиков так и не меняется, грудничок - мальчишка в стадии «ротовой любви» (орального либидо) любил мамину грудь и маму в целом вместе с ее грудью, затем просто осознается все больше соперничество с отцом в этой любовной детской связи с мамой. В этом и суть Эдипова конфликта.
Ну а для девочки предстоит перенаправить свою первую детскую тренировочную любовь на папу, продолжая маму любить и уважать как предмет для сравнения с собой, и себя многократно сравнивать с мамой, и копировать сценарий женственного поведения с мамы. И даже, порой, бороться с мамой за право обладания папой, но у девочек эта борьба протекает помягче, иногда для внешнего наблюдателя не заметно.

И, повторимся: корме данных сценариев (Эдипова и Электры) ребенок 3-6 лет проигрывает-примеривает-усваивает еще много различных в последствие чрезвычайно важных сценариев и ролей.

Дело родителей - в плане помощи ребенку в деле разрешения Эдиповой проблематики - деликатно дать понять ребенку, что, все же, папа принадлежит маме, а мама - папе.

В деле родительского «сопровождения» игр, забав - мудрое поощрение детей за сам факт их инициативности в игре, за их нарождающуюся способность инициировать игру и выбирать сценарии. С другой стороны - ограничение, также мудрое - в вариантах игр, опасных для людей и самого играющего - забавляющегося.

Ценный конечный результат данной ступени развития ребенка - способность проявлять инициативу и выбирать цели, также уменье их достигать.

Главным , характерным для данной стадии развития, дефектом в развитии ребенка следует считать слишком обширное или даже в ряде случаев - тотальное чувство вины.

Такой «подарочек» дети получают от родителей в том случае, если те детей избыточно часто порицают за несоответствие тем или иным родительским ожиданиям и недостаточные поощрения за успехи в их деятельности. Действительно, родителям с «высоты» их взрослого опыта, порой, бывает сложно разглядеть в играх и забавах детей серьезные для них, детей, достижения, успехи. И, одновременно, сложно усталым, измученным работой родителям сносить их шалости и забавы. И если ограничивать - то - действительно мудро.


Четвертая ступень.

Ранний школьный период - это четвертая ступень развития ребенка.
Ребенок, будучи вовлеченным в учебную деятельность, приобретает компетентность в целом ряде социально значимых областей, которые можно сгруппировать в некие два пространства: знания по предметам и компетентность в области установления, поддержания и выстраивания отношений.

Занятия по предметам, дополнительно к специальным знаниям, осваивают навыки познавательной деятельности как таовой и навыки логического мышления. Также, благодаря школьным занятиям, выполнениям домашних занятий и , возможно, занятиями спортом и прочими формами внешкольных занятий, формируется такая важная черта , как трудолюбие.

Компетентность в области установления и ведения отношений тесно связана с такими навыками, как навык понимания эмоций - окружающих людей и своих собственных. И, также - навык управления эмоциями - собственными и, по возможности - влияние на эмоции других людей - партнеров по общению.

В данный период становится особенно важным в плане формирования определенных качеств личности влияние не только родителей на ребенка , но и учителей, тренера, все возрастающее взаимное влияние сверстников друг на друга - дурное и доброе - разное.
При появлении в поле зрения той или иной яркой личности, способной произвести на ребенка яркое впечатление - из числа наставников или сверстников может появится стремление (чаще - подсознательное) копировать с нее поведение (дурное, опять же или доброе - не всегда бывает важно, особенно при слабости родительской харизмы и способностей родителей - увлечь ребенка собственным примером.
Главными приобретениями данной ступени являются компетентность (в смысле, повторимся - научных, логических и коммуникативных навыков) и трудолюбие.
Главные, соответственно, дефекты данной стадии - некомпетентность и , как следствие - чувсто собственной неполноценности (особенно, если это касается дефицита навыков общения и порождаемого этим - дефицита опыта успешных отношений), лень, жизненная пассивность.


Пятая ступень.

Пятая, венчающая-завершающая детство - ступень.
Это подростковый или переходный период.
Что значит - «подросток»? Это значит - ребенок подрастает, превращается из дитяти во взрослого индивида. «Переходный» - буквально и означает - переход от детства во взрослость. Под воздействием половых гормонов бурно меняется тело. При этом внешние формы и размеры тела в своем росте опережают внутренние органы. Физиология , порой, буквально не поспевает за внешними изменениями. Например,практически всегда отстает в росте сердечно - сосудистая система. Отсюда нередкими бывают всевозможные вегето - сосудистые дистонии. Да и общая способность к адаптации и стрессоустойчивость в данном возрасте - снижены. Поэтому стрессы и всевозможные расстройства адаптации - также нередкие «гости» в данный период. Депрессии (доходящие иногда до суицидальных попыток) - даже по причине, кажущейся для взрослых не такой уж значительной - также весьма вероятны.
Поведение подростка отличается раздражительностью, ершистостью, конфликтностью.
Взрослые инициативы и предложения - даже весьма разумные - подросток часто принимает в штыки. Напротив, настаивает часто на собственной точке зрения, какой бы неадекватной она ни была - с позиций «здравого смысла» взрослого человека. Действительный же, внутренний смысл данных протестов самоутвердиться - любой ценой! Это для подростка - еще как важно! Пусть даже ценой не очень адекватных действий, ценой подвергания себя серьезным опасностям (наркотики, криминал, суицид и проч.)...

И вот на фоне сниженных адаптационных способностей и очень противоречивого поведения перед подростком стоят особенные по важности и огромные по объему задачи личностной трансформации. Их можно сравнить со вторым рожденьем, только теперь уже не биологическим, а социальным рожденьем, рождением Взрослого человека.

И вот что именно подросток призван (самими Законами Развития данного периода - призван) сотворить с собой: собрать воедино все приобретения всех предшествующих периодов развития и сложить из них несколько важнейших социальных ролей, которые ему так скоро понадобятся при старте во взрослость , да и важны прямо по ходу самого периода. Это роли Мужчины и Женщины - нежных, любящих, способных выстраивать близкие отношения с существом противоположного пола (данные роли, зарождаясь как целостные и взрослые в подростковости, будут шлифоваться в более поздние периоды). Это роль студента и будущего сотрудника на будущей работе (закладываются основы данной роли). Это роли взрослеющего уже Сына, Дочери - с необходимостью постепенного, поэтапного отделения от родителей - психологического и экономического.
Это, возможно, еще какие - то важные для жизненной адаптации и творческого самовыражения роли.

И каждой роли должен соответствовать достаточно усвоенный ролевой сценарий, конечно же включающий в себя, трудолюбие, компетентность, инициативность, способность ставить цели и находить пути достижения их, достаточная самостоятельность, и - конечно же - достаточно крепкое ядро адекватно позитивного отношения к себе и к миру.

Соответственно, дефектами развития подросткового периода являются смешение ролей, путаница сценариев, недостаточная наполненность ролевых сценариев выше перечисленными личностными качествами.

Трудно, порой, очень трудно доводится родителям сопровождать в его развитии «кризующего» подростка. Терпеть его «выходки», направлять в сторону адекватного поведения, страховать при соприкосновении с опасностями. Не поссориться, не потерять доверие. Сохранить дружеские, но без панибратства - отношения. Постепенно все больше быть готовым отделяться от чада и отпускать его во «взрослое жизненное плавание».

Те из родителей чрезвычайно удачливы и, в последствии - счастливы, которые, сохраняя и трансформируя, при необходимости, собственные супружеские отношения; тем самым создавая благоприятную психологическую атмосферу, умело сопровождают детей в их развитии на протяжении всего детства - от рождения (или даже - от зачатия) и до совершеннолетия (действительного, а не календарного - совершеннолетия).

Если Вы осознаете, что в ваших отношениях с ребенком - не все гладко, и понимаете, что это сказывается на развитии и формировании личности ребенка  - Вам не обязательно самим пытаться найти подходящий способ решения этих вопросов. В настоящее время существуют эффективные техники психотерапевтической корректировки проблем в отношениях детей и родителей. Запишитесь на первичную консультацию для диагностирования степени серьезности проблем ваших взаимоотношений, обсуждения методов психокоррекции и составления удобного для Вас графика сеансов. Телефон для записи здесь

 

Благотворительность вместо сувениров!