Что для Вас имеет значение при выборе психолога?








Результаты
 Считаю, что в сложной жизненной ситуации...




Результаты

Внимание, Подросток!

Для начала уточним понятие «подросток». 

«Подросток – это мальчик или девочка в переходном от детства к юношеству возрасте, то есть – от 11 – 12 до 16 – 17 лет.

Подростковый период развития человеческого индивида еще иначе называют «переходным». И переход этот, порой, сложно дается как самим подросткам, так и их родителям. Причина сложности кроется в сложности, и многообразии задач изменения, характерных именно для этого периода, их высокой скорости. За 2 – 3 – 4 года по сути осуществляется форсированный шаг из детства во взрослую жизнь.

 

Особенности биологического развития подростков.

В подростковом возрасте в организме начинают форсированно вырабатываться половые гормоны, что обусловливает появление и  развитие вторичных половых признаков и стимулирует общие процессы роста. Мальчики и девочки буквально «на глазах», за несколько месяцев в юных мужчин и женщин. Проблемы биологического плана могут возникать именно по причине высокой скорости роста, что может сопровождаться диспропорциями в росте отдельных органов и систем. Обычно костная система растет быстрее всех других. Мышцы отстают, внутренние органы, в частности - нервная система, сердечнео – сосудистая система - могут отставать в росте еще больше. В результате подростка могут беспокоить колебания артериального давления, невротические расстройства.

 

Особенности психологического развития подростков.

Особенности – это нечто, чего не было прежде, до подросткового периода, и не будет впредь, после него.

Не было и не будет такого форсированного усвоения и одновременной отработки, репетиции сразу нескольких важнейших во взрослой жизни социальных ролей ( и, соответственно – ролевых сценариев). Для чего будущему взрослому индивиду все эти роли? Для адаптации в обществе! Это – главное! Приспособиться к этому сложному (и, одновременно – интересному) обществу людей – необходимо каждому из нас. Как бы мы не относились к той общественной среде, в которой мы живем, нам особо и часто выбирать не приходится. Мы вынуждены к ней приспосабливаться. Это уж потом, приспособившись, накопив ресурсов, можно ставить задачи по изменению этой среды, по приспособлению ее под себя. И то приходится выбирать для задач изменения ту часть среды, которая нам подвластна.

 

 Итак, для приспособления к социальной среде подросток вынужден общаться, (то есть - сотрудничать и конфликтовать) с другими людьми, и общаться эффективно, то есть  результате общения и договариваться о правилах дальнейшего взаимного использования и, порой,  конфликтовать, отстаивая собственные позиции и завоевывая.

 

О важнейших социальных ролях взрослого человека, которые так форсировано усваивает подросток. Это, прежде всего, роль делового партнера и роль интимного партнера. Деловые партнеры – это люди, с которыми мы вместе, как образно выразился М. Е. Литвак, «охотимся на мамонта», то есть добываем жизненно важные ресурсы (ими почти всегда в современном обществе являются деньги).

Интимные партнеры – люди, с которыми мы строим дружеские и любовные отношения. Многие люди не осознают (некоторые из не осознающих – никогда не согласятся осознать), что данные виды отношений – тоже мы строим не просто так, бескорыстия и альтруизма ради. Ресурсы интимных отношений – это положительные и отрицательные порции эмоциональной энергии – «пинки и поглаживания». С интимными партнерами также не исключены (и очень даже возможны) совместные дела. Например, с супругами мы призваны запланировать и осуществить организационно – экономический проект по рождению и воспитанию ребенка. И такой «проект» при правильном его осуществлении может длиться 20 – 25 лет.

 

О  навыках, складывающихся в важнейшие ролевые сценарии.

  • Это навыки завоевания и поддержания интереса и доверия деловых и интимных партнеров, навыки выстраивания отношений различных типов и уровней.
  • Это навыки так называемого «эмоционального интеллекта», заключающиеся в понимании собственных эмоций с целью управления ими, также – в понимании эмоций партнера и в управлении ими (если на то есть возможность и необходимость).
  • Это навыки работы с информацией – отбор нужной, отсев ненужной или ложной, хранение, передача, синтез новой информации, необходимой для осуществления адаптационных и творческих задач.
  • Это навыки осуществления выбора между двумя жизненными обстоятельствами или большим их количеством. Выбор должен быть свободным и, одновременно – ответственным.
  • Это знание о социальных опасностях и о социальных «эпидемиях».
  • Эпидемии бедности (включая информационную), наркомании, алкоголизма, табакокурения, эпидемия рекламной дезинформации населения, эпидемия криминала, эпидемия социального насилия.

 

Чтобы еще лучше представить логику и особенности развития в подростковом периоде, кратко осветим основные вехи развития в до – подростковый    период детства.

 

Младенчество.

Формируется навык достаточно позитивного отношения к себе, к людям, к миру, к трудовой и прочим видам деятельности в этом мире в сотрудничестве с людьми. Иными словами, в идеале формируется Основная Жизненная Позиция по типу: «Я благополучен, ты благополучен, они благополучны, мир благополучен, труд целесообразен, необходим и желанен».

 

Период от 1 года до 3 лет.

Любимое занятие таких детей – что либо делать самостоятельно. Они любят повторять: «Я сам!». Формируется навык инициативности  при осуществлении деятельности. Укрепляется позитивная установка к любой деятельности в целом («Деятельность – благополучна. Я благополучен тогда, когда я что либо делаю»).

 

3 – 6 лет.

В процессе все развивающейся игровой деятельности ребенку все более небезразлично то, чем и как он занимается. Он все чаще ставит перед собой те или иные игровые цели старается их достичь. Тогда же закладываются навыки сотрудничества и конфронтации с другими людьми на примерах отношений с родителями, воспитателями и сверстниками (Я – благополучен тогда, когда я сам выбираю цели и сам их достигаю. Я благополучен, когда я, достигая цели, сотрудничаю с другими людьми, либо при необходимости – конфликтую с ними.). В процессе сотрудничества и конфликтов закладываются навыки «эмоционального интеллекта» (понимание собственных эмоций и управление ими, понимание эмоций людей и управление ими)

 

6 -12 лет.

В процессе учебной деятельности закладываются и укрепляются навыки логического познания себя, людей и мира в целом. В процессе сотрудничества и конфликтов укрепляются  заложенные ранее навыки «эмоционального интеллекта». Ребенок становится компетентным в целом ряде видов деятельности. (умеет делать нечто качественно и с достаточной скоростью).

 

Повторим и напомним, что вся эта совокупность до – подростковых личностных приобретений в период подростковости оформляется, словно кристаллизуется в роли и ролевые сценарии. (роли – вполне уже взрослые, жизненно адаптирующие).

 

 

С какими проблемами в общении, в отношениях с подростком может столкнуться родитель?

 

Нам, родителям может показаться что не у подростка, а именно у нас, родителей с этим непонятным и неприятно порой себя ведущим подростком ну столько много проблем, а что у самого подростка такого количества проблем ну просто быть не должно. Вот еще бы слушался нас почаще и поменьше вредничал и спорил… Вот, как нам кажется у нашего чада было бы вообще все замечательно.

 

На самом деле следует признать тот факт, что не только для родителей, но и для самого подростка (и – прежде всего – для него!!!) его возраст – ну просто наполнен проблемами и затруднениями.

 

Подростки, юноши и девушки, не будучи еще полностью компетентными в целом ряде «взрослых» вопросов (например, вопрос овладения и регуляции собственной сексуальной энергетикой и построения сексуальных отношений, или вопрос экологии алкогольного застолья), подростки далеко не всегда стремятся советоваться с родителями. И как следствие, подростка на данных путях познания могут подстерегать опасности (нежелательная внебрачная беременность, венерические заболевания, алкогольная зависимость, тяжелые интоксикации алкоголем, вовлечение в табакокурение и зависимость от табака, стрессы и депрессии от неразделенных любовных отношений и непризнанности существом противоположного пола, суициды).

 

Подросток, в случае непризнанности и дефицита эмоциональной поддержки со стороны родителей, педагогов и сверстников, может найти такую поддержку в группе молодых людей с поведением, отклоняющимся от социальных норм. Такие группы могут принимать и распространять наркотики, золупотреблять алкоголем, заниматься преступной деятельностью. Обидно, когда подросток в такой группе ищет и находит поддержку, но взамен теряет здоровье, нравственный облик, свободу и жизнь.

 

В более мягких формах наблюдается сниженный интерес к учебе, к помощи в домашних делах, в стремлении долго гулять, долго просиживать за компьютером, занимаясь играми или бесконечным общением в социальных сетях – в ущерб конструктивным видам деятельности.

 

Естественно, все это не может не беспокоить родителей. И родители, пытаясь исправить отклонения в поведении подростков, неизбежно вынуждены конфликтовать или , по меньшей мере – противостоять некоторым выборам чад.

 

Если пропорция между сотрудничающими отношениями и конфронтационными все же содержит больше сотрудничества, тогда родители и подростки сообща преодолевают возникающие затруднения. (отношения сотрудничества складываются из понимания необходимости и целесообразности такого сотрудничества, их умения сотрудничать и из желания сотрудничать, присущих обоим сторонам – взрослому и подростку).

 

 

Как расположить к себе подростка? Как строить с ним отношения?

Если отношения были недостаточно выстроены в прежние периоды, то в период подростковости родителю сложно бывает наверстать упущенное, но все же , в ряде случаев – можно.

Главная стратегия при построении всех отношений во все возрастные периоды ребенка является серьезное отношение ко всему тому, что происходит с ним. В родительском поведении это выражается так: надо выделять время для ребенка, и в это время надо вникать в то, что с ребенком происходит, понимать – какие эмоции он испытывает, какие идеи обдумывает и транслирует, то он делает , почему он это делает и для чего он это делает. Можно смело утверждать, что 50% (может- больше!) поведения ребенка целесообразно по своим мотивам, подчиняется природной логике развития, и, значит, в 50% случаев лучше не мешать этой Логике, не мешать ребенку развиваться, так как он в том числе – развивается сам, а не только мы его развиваем. Наша задача – поддерживать его в данном процессе, не мешать ему. Ограждать от больших опасностей, и не ограждать от бесценного опыта «набивания мелких шишек».

 

Как любить подростка?

Помнить, что любовь – это процесс способствования личностному росту. А это значит, что если любовь ваша помогает росту, то это – действительно любовь, а если тормозит развитие, то это уже, возможно – и не любовь в полной мере, а родительская зависимость от ребенка, обслуживающая родительскую личностную недостаточность, эгоизм  и нездоровые амбиции (такое бывает при гиперопеке, душащей инициативу и  развитие в целом)

Еще полезно понимать любовь как заботу, внимание, ответственность и знание, направленные на подростка. Я бы подчеркнул здесь важность именно знания, направленного на подростка. Это следует понимать так, что в каждую минуту общения надо постоянно стремиться узнавать то , как сейчас заботиться о подростке, как в следующую минуту проявлять к нему внимание или ослаблять его когда то, в какой мере и за какие обстоятельства подростковой жизни брать ответственность на себя и за что пусть подросток отвечает сам.

Ближе к периоду юности и , особенно при вступлении сына или дочери во взрослость очень актуально следующее определение любви: «Любовь- это единение, слияние с ребенком, без потери себя, своей целостности, индивидуальности». Дело в том, что родители в период детства своих детей естественным образом «прорастают» в них, становятся с детьми единым целым. Дети – тоже – в той или иной степени. Но это – не навсегда. Наступает пора отделения, и не все родители готовы к ней. В результате портятся отношения, портятся даже судьбы детей, если вовремя и грамотно их не отделять от себя или не мешать данному отделению.

 

Профессиональное самоопределение подростков.

Идеально, когда подросток выбирает сам себе будущую профессию, а родители ему в этом  лишь помогаем. Также помогаем в финансовых и бытовых вопросах, связанных с периодом обучения.

 

В каких случаях родителям и подростку стоит обращаться к психологу, психотерапевту?

К психологу, психотерапевту обращаться необходимо в случаях депрессий и суицидального поведения. Также необходима помощь специалиста при конфликтах, с которыми не удается управиться собственными силами. Консультация требуется в случае затруднений в понимании тех или иных воспитательных ситуаций, или ситуаций в отношениях.

Специалист обычно грамотно, экологично помогает поправить нежелательные эмоции и поведение, преодолеть конфликты, наладить конструктивные отношения сотрудничества, привнести в семью побольше покоя и счастья.

 

«Вредные советы родителям подростков»

  • Не тратьте свое драгоценное время на подростков, ваши личные и производственные дела – превыше всего.
  • Не вникайте в мотивы поведения ваших детей, просто управляйте их поведением  методом дачи приказов и распоряжений.
  • Думайте, что подростки обязаны вас во всем слушаться и подчиняться вашей воле беспрекословно.
  • Не позволяйте детям ошибаться даже в малом, ведь вы все знаете за них лучше чем они в разы, старайтесь побольше «накормить детей этим вашим знанием про все-все-все!
  • Не отпукскайте детей в их взрослый путь от себя ни на шаг, верьте, что дети ну просто обязаны быть при вас всегда и всегда слушаться вас, подчиняться вам пожизненно!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благотворительность вместо сувениров!