Меню
Что для Вас имеет значение при выборе психолога?








Результаты
 Считаю, что в сложной жизненной ситуации...




Результаты

О кризисах,стрессах и антикризисной психотерапии

Меня как обывателя интересует само понятие кризисной ситуации. Является ли оно синонимом стрессу? Если нет, то в чем отличие? Хотелось бы узнать о причинах кризисных ситуаций, а также о том, что способствует углублению кризиса и что, в свою очередь, помогает индивиду кризис преодолеть.
И вот еще несколько у меня вопросов в связи с данной темой:
• Что является результатом кризиса и стресса?
• Может ли человек сам справиться с кризисом?
• Как определить момент, когда без помощи специалиста просто не обойтись?
• Каким образом и как долго должен работать специалист - психотерапевт, осуществляющий антикризисную помощь?
Алена Е., 33 года, г. Тюмень.

О кризисной ситуации.

Алена, кризис и стресс - частые «соседи» по человеческому бытию, но эти понятия - не синонимы. Определим вначале понятие «кризис» : это переломный момент в жизни индивида, ведущий к изменению (чаще -ухудшению) жизненных обстоятельств.
Теперь, чтобы Вы, Алена лучше запомнили и поняли - что такое кризис, я приведу примеры кризисных ситуаций и их причины.
Примеры кризисных ситуаций.
• Значительное изменение социального статуса в связи с потерей или сменой работы, уходом на пенсию.
• Потеря близкого человека (смерть ,развод, расставание, длительная разлука).
• Природные, техногенные катастрофы, преступное посягательство.
• Значительная угроза безопасности (физической, психической, финансовой и т. п.)
• Смена этапов в жизненном развитии человека (возрастные кризисы).


Причины предрасполагающие к возникновению кризисных ситуаций:


• Агрессивный характер социальной среды (войны, конфликты, межличностная конфронтация, социальное неравенство).
• Социальные эпидемии (эпидемии химических зависимостей, эпидемия бедности)
• Нестабильность техногенной среды.
• Непредсказуемость природной среды.
• Эпидемия невежества (дефицит особо ценных для адаптации индивида знаний и навыков на фоне навязанного СМИ культа суперпотребления и культа денег, изобилия поверхностной, мало значимой для социальной адаптации информации).
Теперь Вам, Алена, возможно, стало понятно, что кризис - это какая - либо затруднительная или даже крайне затруднительная ситуация в жизни человека. И все мы на жизненные затруднения как - то вынуждены реагировать. На мелкие затруднения возникают так называемые реакции совладания. Их обычно выделяют три типа: Первый тип реакции совладания - это преодоление препятствия. Второй - обход препятствия («Умный гору обойдет...»). И третий тип реакции совладания - замена цели. Однако, если совладать с затруднением не удается быстро - может развиться реакция стресса.


О стрессе.


Стресс - это напряженная реакция индивида (его организма и психики) на долго не преодолимую ситуацию кризиса. Цель стрессовой реакции - мобилизация ресурсов для преодоления критической ситуации.
Стресс имеет две фазы в своем развитии.
Первая фаза развития стресса - напряжение сил, активизация в поведении с целью адаптации. Человек, попав в кризисную, затруднительную ситуацию, натолкнувшись на жизненное затруднение, пытается с ним совладать. На преодоление дополнительного препятствия требуется дополнительное психическое и физическое напряжение. Это напряжение возникает, и в ряде случаев только это помогает преодолеть кризисную ситуацию жизненных затруднений. Напряжение падает, человек вновь обретает спокойствие, удовлетворенность, счастье.
Если простое увеличение напряжения не помогает кризис преодолеть, то напряжение растет далее. Таким образом психика и организм пытаются силой сломать препятствие на пути выхода из кризиса, совладать с кризисными обстоятельствами.
Но одного увеличения силы бывает мало. Кризис всегда сопровождается изменениями, порой - большими. И для совладания с изменившимися обстоятельствами бывают необходимы новые знания и навыки.
Вторая фаза стресса, Алена - это по сути конечный, неблагоприятный результат стресса. Расскажу о нем:
Вторая фаза развития стресса - перенапряжение, срыв адаптации. Данная фаза стресса еще называется «дистресс» или патологический, нездоровый, саморазрушительный стресс. Наступает данная фаза в том случае, если индивиду путем простого повышения напряжения не удалось все же преодолеть кризисные жизненные затруднения, ну а новые антикризисные пособия в виде новых знаний и навыков оказались индивиду недоступны в самый необходимый момент по тем или иным причинам.
Дистресс выражается в росте напряжения до состояния перенапряжения. Перенапряжение, в свою очередь, перерастает в различного рода сбои в работе психики и организма в целом. Выражаются данные сбои такими симптомами, как снижение психических и физических сил, депрессии либо неустойчивому настроению с колебаниями от подавленности до непродуктивной суеты либо раздражительности. Нарушаются функции сна, внимания. Немного может снизиться память, мышление вследствие суетности и беспокойства может стать менее продуктивным.
Также могут беспокоить различные телесные симптомы: сердцебиение, колебания артериального давления, головные боли, боли в желудке, неприятные ощущения в области сердца.
Алена, на первую часть Ваших вопросов я ответил, и дальнейшие Ваш вопрос касаются возможностей самостоятельного выхода из кризиса и стресса, а, так же, что очень важно - вопроса о том, как определить момент обязательного обращения к специалисту?


Самостоятельный выход из кризиса и стресса.


Человек может с кризисом справится самостоятельно, если у него будут в наличии противокризисные ресурсы, либо он быстро получит к ним доступ. О перечне биологических, психических, психологических ресурсов поговорим позже.

Когда необходима помощь специалиста?
Помощь специалиста не требуется, когда нет симптомов, просто индивид конструктивно напряжен, и в результате справляется с кризисными затруднениями.
Помощь специалиста желательна, если стресс, связанное с ним напряжение принимают затяжной характер. И уж точно она необходима, если дистрессовое перенапряжение в итоге выливается в функциональные сбои в работе органов и систем организма, в симптомы нездоровья, в срыв адаптационных и творческих способностей.
Перечислим данные симптомы. Это снижение физических и психических сил, депрессия, проявляющаяся подавленностью либо сниженным настроением, сниженным аппетитом. Это раздражительность, проявляющаяся взрывами эмоций в ответ на малейшие психические и физические раздражители (когда «все бесит»). Это страх, тревога за свою судьбу, неверие в себя, сниженная самооценка. Это навязчивые мысли негативного содержания. Это бессонница, головная боль, сердцебиение, неприятные ощущения в области сердца, желудка, боли и дискомфорт в других частях тела. Данная симптоматика носит функциональный характер, так как при обследовании биологических нарушений чаще не выявляется. У индивидов, склонных к алкоголизации, наркотизации, курильщиков - обостряются наркологические проблемы.
В социальном пространстве в результате дистресса падает социальная эффективность индивида на производстве - снижается трудоспособность, в семье - снижается либидо, учащаются конфликты на бытовой почве с супругом, с детьми.
Духовное измерение: теряется вера в Мир, в людей, в социальные и культурные ценности, в себя, теряется смысл жизни, теряется надежда на лучшее будущее.
Надеюсь, Алена, мне удалось помочь Вам стать более компетентной в вопросах быстрого определения глубины стресса, и значит стресс уже никогда Вам не нанесет серьезного вреда, так как Вы все антикризисные и антистрессовые меры примете своевременно.
Теперь - о самих антистрессовых мерах. Это рассказ -

О противострессовых ресурсах.

Об основных ресурсах - биологических, психических и психологических ресурсах.
Под ресурсом (индивидуальным) здесь следует понимать такое особое состояние или способность организма и психики, которое способствует преодолению кризисных затруднений и приводит человека к социальной адаптации.
Биологическое ресурсное состояние характеризуется отсутствием симптомов со стороны органов и систем организма, нормальным его функционированием. Ценный конечный результат биологического функционирования - обеспечение энергетикой опорно - двигательного аппарата (для деятельности, социального функционирования) и психики (для адекватного управления деятельностью.
Психическое ресурсное состояние - это нормальное состояние психических функций и отсутствие симптомов психических расстройств. Это значит: нет бреда, галлюцинаций, агрессивного, суицидального поведения. Индивид адекватно ориентирован в месте, во времени, в собственной личности. Память, внимание - в норме. Мышление логично, резко не замедлено и не ускорено.
Ценный конечный результат психического ресурса - это готовность головного мозга человека работать по программам психологических ресурсов, о которых расскажем ниже.
Алена, надеюсь, Вы будете согласны с тем, что человеку для эффективного выхода из любого затруднения, необходимы здоровые, работоспособные руки, ноги и голова. Да, это уж очень очевидные для всех вещи. Однако, считаю необходимым подчеркнуть, что следующая категория противокризисных ресурсов психологические ресурсы - способны наиболее полно реализоваться только на почве здоровой психики и работоспособного тела.

Психологические ресурсы.

Выдающийся психотерапевт современности доктор медицинских наук Александр Лазаревич Катков разработал очень удобную в понимании и в работе «концепцию психологического здоровья». Основываясь на ней, я расскажу Вам, Алена о психологических противокризисных ресурсах
Основной психологический ресурс.
Основной психологический ресурс - это способность индивида к адаптации (приспособлению, изменению себя под среду) к условиям социальной среды и гиперадаптация (приспособление среды под себя, ее творческая трансформация)
Иными словами, какой бы затруднительной для человека ситуация ни была, в целях самосохранения всегда необходимо пытаться к ней ну хоть немного изменить себя, чтобы приспособиться к критической , затруднительной ситуации. Естественно, как только приспособление достигнуто, не надо сидеть сложа руки, необходимо уже саму ситуацию всемерно пытаться менять, как бы даже - творить ее заново, трансформировать ее под себя.
И вот теперь, Алена, я изложу достаточно важную информацию о том, что же именно внутри нас поможет нам изменяться и приспосабливаться, а потом менять и приспосабливать. Это наши определенные адаптирующие знания и адаптирующие навыки

Дополнительные психологические ресурсы (обслуживают основной).
1. Навык работы с информацией.
Данный навык необходим индивиду, главным образом, для эффективной адаптации к новым ситуациям постоянно изменяющегося мира. Эффективный алгоритм работы с информацией может быть представлен следующим образом: восприятие информации посредством органов чувств, выбор информации, требующейся для преодоления кризиса, затруднения, для адаптации, ее хранение и переработка с целями: первое - дать оценку ситуации, второе - принять решение к действию с целью достижения ситуационной адаптации.
2. Навык свободного и ответственного выбора.
Адекватно ответственный индивид имеет примерно следующее убеждение: «За все, что со мной происходит и за мою судьбу в целом несу ответственность главным образом я сам. Лишь небольшое количество обстоятельств, не подвластных мне, влияет на мою судьбу помимо моей воли»
Жизнь современного человека полна ситуаций, когда необходимо делать серьезный выбор между долговременными выгодами и удовлетворением потребностей прямо сейчас, сиюминутным удовольствием. Зачастую такая быстрота получения желаемого дорого стоит индивиду, за быстроту приходится платить, хорошо, если только деньгами... А если еще здоровьем.
Пример 1. Алкоголизм, наркомания, табакокурение. Индивид получает одновременно и очень быстро удовольствие и даже эйфорию, снятие стресса и тр
анс, то есть той или иной степени выход за пределы себя, в том числе своих проблем. Как известно, все это оборачивается привыканием, зависимостью с последующей деградацией психики и здоровья. Индивид выбирает все и сразу, естественно- потом расплачивается за этот безответственный выбор.
Пример 2. Избыточное по времени праздное времяпрепровождение, например - перед телевизором, компьютером, за праздными разговорами с коллегами, друзьями. Индивид получает удовольствие от общения (очного или виртуального), от просмотра передач, , возможно, в ущерб делам. Хотя, возможно, ситуация требует приступить к делам.
Пример 3. Ипотека непосильного размера. В данном примере выбор наоборот, казалось бы, делается в сторону выгод долговременных 6 приобретение жилья для себя, семьи, детей - на долгие годы необходимый и полезный проект. Однако, если ежемесячный платеж составляет большую часть дохода, то денег может не оставаться на удовлетворение самых насущных потребностей. Такие семьи, я знаю, живут долгие годы без возможности выехать на отдых во время отпуска, не покупая самые необходимые вещи, экономя даже на продуктах. И еще - постоянный, гнетущий страх перед звонком из банка, напоминающем о платеже. Страх потерять работу, доход, страх, что квартиру в итоге заберет банк, если будет потеряна возможность платить.
И вместе с тем, порой, очень важно бывает, адекватно оценив собственные возможности и потребности, взять посильный кредит на приобретение чего то очень необходимого или просто приятного. Если позволяет здоровье и нет алкогольной зависимости - посидеть с друзьями за столом, умеренно принимая алкоголь - себе и людям на радость. Прочие наркотики, включая никотин, лучше не принимать совсем и никогда, так как риски зависимости чрезвычайно высоки, ну а при наркотиках еще практически гарантирована деградация личности. Человеку также необходимы те же телевизор, компьютер, общение с приятными людьми, если все это - в меру и не в ущерб делу.
Вывод таков: современный человек наделен возможностью выбирать способы удовлетворения собственных потребностей. Безответственный выбор опасных способов ведет человека к кризису и стрессу. Ответственный выбор помогает избежать кризиса, ведет к адаптации.
3. Понимание собственных социальных ролей, их принятие, следование им.
Общество требует от индивида принятие на себя несколько социальных ролей. Примерами ролей в ранние годы жизни являются роли «сын», «дочь», «внук», «внучка». Родители внушают ребенку, необходимость соответствия поведения требованиям роли, например, так: «Будь хорошим сыном - будь послушным», или так: Будь настоящим мужчиной - не плачь, и прочие свои эмоции - сдерживай!», или: «Будь хорошей девочкой - не капризничай и вообще - будь скромной в собственных желаниях». Ребенок под влиянием подобных внушений учится адаптироваться под волю и требования родителей. Родители (в идеале) всячески позитивно подкрепляют усвоение и соответствие ребенка ценным социальным ролям и порицают несоответствие или соответствие негативным ролям и сценариям. В последующие годы индивид вынужден на каждом этапе собственного жизненного цикла осваивать все новые роли, соответствующие изменяющимся возрасту, статусу, окружению, прочим обстоятельствам. Если такое усвоение происходит в должной мере, то индивид адаптирован, социально успешен. Если нет, то это является предпосылкой для возникновения кризиса и стресса.
4. Владение адаптирующими ролевыми сценариями.
Каждая социальная роль имеет сценарий. Сценарий или привычная программа исполнения роли состоит из знаний и навыков. Знания представлены убеждениями, то есть - суждениями на счет того, что в рамках той или иной роли делать должно или не должно, целесообразно или не целесообразно. Убеждения, проверенные временем , и поэтому являющиеся особо ценными, так и называются - «ценности». Убеждения, ценности определяют ролевое поведение. Ролевое поведение, многократно повторенное, разученное, ставшее привычным, превращается в устойчивый поведенческий навык выполнения роли или ролевой сценарий.
Следует заметить, что некоторые напряжение и стресс могут вызывать следующие обстоятельства. Первое: индивид убежден в необходимости и целесообразности какой либо новой для него социальной роли и даже начал ее выполнять. Но привычный автоматизированный поведенческий сценарий еще не выработан или не закреплен. По этой причине либо постоянно происходят отклонения от должных ролевых действий (с кризисными или микрокризисными последствиями), либо отклонений нет, но индивиду приходится постоянно напряженно контролировать себя, чтобы соответствовать роли, что также может приводить к стрессу. Средство помощи в данной ситуации - это тренинг ролевого поведения, либо самостоятельная, настойчивая наработка опыта.
Второе: индивид, приступает к выполнению ролевого сценария, будучи не полностью убежденным в необходимости, целесообразности, данной роли, не чувствует ее ценность для себя. Обычно в таких случаях какая то, альтернативная - часть его личности сомневается в необходимости роли, либо активно даже с ней конфронтирует. Это и есть внутриличностный конфликт, также весьма опасный своей способностью порождать стрессы и неврозы.
Обычно в подобной ситуации почти точно нужна помощь психотерапевта, так как большинство людей не способны сами совладать с конфликтами и с симптомами, которые целиком находятся в них самих (тяжело смотреться внутрь и не безболезненно - без поддержки профессионала).
5. Понимание собственных потребностей и владение способами их удовлетворения.
У человека есть определенный список потребностей (Пирамида А. Маслоу), которые неизбежно необходимо удовлетворять, по мере активизации каждой из них. Удовлетворение происходит путем завладения и последующего использования особо ценных предметов, объектов энергии, информации, либо путем установления особых форм коммуникации с особо важными другими индивидами. Данные особо ценные ресурсы в условиях земного бытия обычно никто индивиду не преподносит на «блюдечке». Необходимо их отыскивать, просить, чтобы дали, договариваться об условиях передачи, устанавливать и выстраивать особые отношения с тем индивидами, кто ценными ресурсами владеет, ибо практически все ценные ресурсы кому - то принадлежат и тот «кто - то» может согласиться их передать только на приемлемых для него условиях. Отсюда вытекает опасность: не суметь договорится, согласовать с владельцем ценного и в итоге ресурс не получить. Договориться - и получить, а когда прежняя договоренность устаревает - вновь передоговориться и вновь получить. И так наладить постоянное ( с необходимой периодичностью) поступление во владение предмета той или иной потребности. Кризис и стресс наступает, когда данный отлаженный процесс прерывается по тем или иным причинам. Вот основные причины: Первая: у обладателя ресурса ресурс иссяк, либо обладатель стал недоступен. Адаптирующее действие: необходимо найти новый источник, установить с ним отношения, договориться о правилах взаимного использования. Вторая причина: правила взаимного использования устарели, в результате возникает опасность возникновения напряженностей, конфликтов, либо ни уже существуют, осложняя процесс взаимодействия двух индивидов с целью выгодного взаимного использования. Эти обстоятельства также чреваты возникновением кризиса и стресса.
Адаптирующее действие: передоговориться, то - есть установить новые, более совершенные, устраивающие обе стороны правила взаимного использования.
6. Понимание опасностей, исходящих из среды обитания.
Для того, чтобы минимизировать вероятность наступления кризиса, необходимо понимать, что среда обитания человека - это место, где и ресурсы для жизни содержатся, и опасности таятся. Привожу список опасностей, известный мне по опыту работы и собственной жизни.


Информационная опасность.

Неправильное обращение с информацией может привести индивида к кризису. Современные источники информации: СМИ, Социальные сети, средства коммуникации, информационные массивы - переполнены различного качества информацией. Недостатка в информации теперь нет информации - «море». Только как теперь «в этом море не утонуть»? Вся информация, которую он вольно или невольно поглощает ежедневно - индивиду не нужна! Необходимо уметь, во первых - безжалостно отсеивать информационный «хлам», во вторых - среди, казалось бы достойной и интересной информации необходимо научиться различать и выбирать именно ту - особо ценную информацию ( и в том количестве), которая поможет именно адаптации, а не вызовет информационный «перегруз». Кроме того, бывает информация, явно вредящая адаптации, способная формировать бесполезные и даже вредные убеждения или вызывать ненужные, избыточные страсти. Примеров тому - масса в рекламе. В целом реклама формирует культ постоянной смены вещей, все еще функциональных, полезных - на новые, более модные. А, порой, предлагаются абсолютно ненужные товары. Вопиющий пример - это реклама «К.....а» с распиливанием пришедших в негодность стиральных машин. Два мастера по ремонту стиральных машин мне сказали следующее: во первых, вещества, смягчающие воду, находятся в необходимых количествах в почти любом современном стиральном порошке, только надо внимательно читать состав. Во вторых, никаких непоправимых катастроф даже при образовании накипи на тэне и в прочих местах стиральной машины, не происходит. Просто чуть - чуть машина больше электричества начинает потреблять. Подчеркнули - чуть - чуть! И все! А домохозяйки - в стрессе, и бегут, выкладывают денежки за «К.....н».
Но данный пример - это еще не все чудеса дезинформационной массивной обработки населения. Я даже не буду брать новостные программы, от которых у значительной части населения возникает депрессия и потеря надежды на лучшее будущее. Взять современные сериалы. Учат ли они тому, как достигать успеха в любви, в трудовой деятельности? Как устанавливать и потом выстраивать конструктивные отношения с различного рода людьми. Раскрывают ли они механизмы успеха в предпринимательстве, в бизнесе, в прочих видах деятельности? Если сказать коротко - учат ли они адаптации, творчеству? Может быть немножко и «да». Но что то уж совсем всего этого - ценного, антикризисного, адаптирующего в сериалах мало. Зато неврозов, перегретых страстей (любовной, агрессивной, потребительства, гордыни) - в «щедром» избытке. И, насмотревшись сериалов, обыватель начинает думать, что врачи в больнице (сериал «Интерны») только тем и заняты, что развивают на рабочем месте свои любовные интриги, а, затем - разгребают их последствия. И что до пациентов врачам дела то никакого нет, так что то немного делают, кое - как. Ну а , главным образом - курят, пьянствуют, предаются страстям. И все это на работе. Только я не собираюсь морализировать - все мы люди и ничто человеческое нам не чуждо. Я всего лишь высказываюсь о неправильно расставленных информационных акцентах в сериале «Интерны» и ему подобных. В этом плане тот же «Доктор Хаус» выглядит куда более гармонично. Конечно, создателей сериалов можно понять: перегретые страстями, не несущие мудрости жизни сериалы имеют свою широкую аудиторию, они востребованы. Да и посмотреть их любому, что называется - «в охоточку», посмеяться от души - можно! Только если требования у индивида к себе и собственной судьбе высоки, если он хочет мудреть и от этого стяжать все больше успеха в сою жизнь, то голову такой «фильмо-продукцией» и «реалити - шоу-продукцией» забивать точно не стоит.
Альтернатива - это развивающие каналы и качественная информационная продукция в виде книг - художественных и научно - популярных, это аудиокниги, это специализированные развивающие видеосеминары, вебинары и прочее.
Еще немного - о вопросе информационной безопасности и таких носителей информации, как «волшебные» детские сказки, популярные песни, внушения родных и близких. Информация из данных источников входит, чаще всего - прямиком в подсознание индивида , и поэтому требования к качеству ее следует предъявлять особенно высокие. Взять, например, любовную тематику. Всегда ли сказки учат наших юных «добрых молодцев» и « красных девиц» не только этапу выбора партнера и преодолению препятствий на пути к свадьбе и совместному проживанию -до классических слов о том, как потом они «жили долго и счастливо тридцать лет и три года», но и тому сценарию, желательно в деталях, как это счастье выстраивать и перестраивать все эти годы? Все ли наставления наших пап и мам были взвешены по параметрам соотношения содержащейся в них морали, долженствований и столь необходимых сценариев поведения, адаптирущего к многогранному земному бытию, согласно которым в целом ряде случаев необходимо вырабатывать ситуационную и во многом компромиссную и толерантную к несоответствиям мораль? И не слишком ли многие популярные современные песни перегружены страстями, страданиями и бедны рецептами достижения любовного успеха и жизненного счастья?
Только что приведенные примеры дезинформационного «мусора» и дезинформационной «заразы» могут убедить современного читателя в необходимости бдительнее относиться к тем инфоммассивам, с которыми ему даже невольно приходится сталкиваться практически ежедневно. Иногда отдельно взятый информ - продукт следует оценить на степень его безопасности и содержания в нем адаптационных ресурсов, посоветовавшись со специалистом.
Ведь если игнорировать сегодня вопросы информационной безопасности, современному человеку, живущему в мире, переполненном разного рода и качества информацией, практически стало невозможно избежать кризиса и стресса. Если, повторяю (!) не быть информационно осторожным и бдительным, то рано или поздно кризис наступит!


Экологическая опасность.

Формат данного сообщения не позволит полно коснуться вопросов природной экологии.
Скажем лишь о том, что, с одной стороны, современный человек во многом оторван от своей Матери - Природы и погружен очень значительно в социальное пространство, ведь непосредственно оттуда он получает ресурсы для адаптации. Данный факт оторванности от животворящего природного источника сил приводит к дефициту удовлетворения энергетических, эстетических и прочих потребностей именно в том их виде и качестве, которые способна предоставить именно природа при непосредственном контакте с телом и психикой человека. Вот почему таким исцелением для измученного социальными задачами и реалиями современного человека бывает даже недельный отпуск, проведенный где - ни будь на берегу моря или в любом другом уголке природы в соприкосновении с прелестями лесной зелени, под пение птиц, с сотовым телефоном - выключенном или «вне зоны...» И стресса - как не бывало!
Другой аспект экологической безопасности - это сама природа, загрязненная и перенапряженная цивилизационной деятельностью человека, в последнее время все чаще может представлять реальную опасность для жизни и здоровья. Это, прежде всего - загрязненные воздух, земля и вода.
Третий аспект стрессо - безопасности контактов с природой заключается в участившихся случаях природных стихийных бедствий. Существует достаточно руководств, помогающих научиться правильным действиям при различного рода природных катаклизмах, также научиться тому, как минимизировать вероятность попадания вас в подобные опасные зоны при путешествиях.
Четвертый аспект экологии контакта с природой - это правильное отношение к собственному телу как к природному феномену. Здесь актуальны вопросы правильной заботы о теле ( правильное питание, минимизация и исключение вредных привычек, гармоничное сочетание периодов труда и отдыха, умственной и физической активности, обязательная мышечная тренированность, закаливание и прочие принципы ЗОЖ (здорового образа жизни). Для многих читателей данная тема звучит «избито» и «заезжено», однако, тело человека - это вместилище его души в этой земной жизни, можно так сказать - ее «квартира». Представьте - в вашей квартире - бардак, несколько дней не выносили мусор, изломан холодильник, телевизор(где 24 часа в сутки показывают ужасы, катастрофы и «ДОМ - 2») включен на полную громкость, не течет вода из крана, не работает канализация, оторваны обои на стенах, в окне треснуло стекло, другие стекла - загрязнены так, что не видно солнца и людей на улице... Будет у вас стресс от вынужденного пребывания в такой квартире? Рано или поздно - обязательно! Ни для кого не секрет, что ела многих современных людей также засорены, отравлены, неисправны, требуют заботы.


Психологическая опасность.

Одиночество, «психологический вампиризм», «хронофагия», «хроноцид», затяжные, интенсивные конфликты, недостаток психологической поддержки и взаимопонимания - это, пожалуй, неполный перечень актуальных сегодня психологических опасностей.
Ценности коллективизма, избыточно активно насаждавшиеся с эпоху социализма, теперь для нас - жителей СНГ - сменились на капиталистические ценности индивидуализма. Казалось бы, много в этом хорошего - лидерство, целеустремленность на успех и достижения, например. Все это есть в индивидуализме. Однако, есть и «побочные эффекты» в виде отгороженности, порой доходящей до одиночества или «одиночества вдвоем», когда вследствие обилия дел теряются драгоценные нити контактов с детьми, женой, другими близкими. Одиночество также может быть связано с дефицитом навыков общения, или как их еще называют - дефицитом синергетических личностных стратегий. Люди просто не умеют общаться с детства, либо приобрели страх перед общением с людьми в силу повторяющихся конфликтов и с ними связанных стрессов, либо прежние навыки общения теперь стали недостаточными в изменившихся социальных условиях. При этом потребности общаться, любить, дружить, быть любимым, плодотворно сотрудничать, заниматься совместным творчеством - никуда не исчезли. Люди остаются людьми даже в технократический век. И, естественно, неудовлетворение потребности в общении неизбежно приводит к стрессу и срыву адаптации.
Психологическая поддержка также не может быть получена качественно и своевременно, если качественное общение в целом - в дефиците. Такие составляющие психологической поддержки, как быть выслушанным, добрый совет, комплимент, положительная оценка какой либо заслуги, утешение в трудный час, внушение надежды, мудрое наставление - необходимы периодически всем нам, и плохо и стрессо-опасно, если это все - в дефиците.
Конфликты между людьми неизбежны, так как их изначальная природа коренится в дефицитарности ресурсов в рамках земного бытия и в часто возникающей необходимости эти особо ценные и дефицитные ресурсы (предметы, энергия, информация, эмоции, чувства, отношения...) делить, распределять, обменивать, приобретать; и по поводу всех этих вариантов обмена договариваться и передоговариваться. И - когда договоренности невозможны или игнорируются - возникает конфликт.
Зачастую конфликтующие, преодолевая критическую фазу, переходят к диалогу, взаимопониманию, уступке, компромиссу, взаимоприемлемому решению и последующему сотрудничеству. Однако, затяжные конфликты изматывают людей, истощают их психические силы, разрушают даже очень стабильные в прошлом отношения. Все это часто приводит к психическим переживаниям, стрессам, срывам адаптации. Естественно, ни о каком дальнейшем сотрудничестве речи быть не может, пока отношения не наладятся вновь. Теряют от этого часто обе стороны. И «победитель» может праздновать только «пиррову победу». Быстрому восстановлению отношений мешают те же избыточные индивидуалистические амбиции при дефиците синергетических стратегий.
Психологический вампиризм - понятие пришедшее в мою практику из книг выдающегося отечественного популяризатора психологии Михаила Литвака, мной понимается так: есть люди с определенным особым психологическим вкусом: они любят подпитываться энергией отрицательных переживаний партнеров по общению. Иными словами - когда партнеру плохо, вампиру в тоже самое время - хорошо (хорошо потому, что другому - плохо). Собственный вампиризм в себе люди почти всегда не осознают, и будут обижаться, если на это им прямо укажешь. Бывают вампиры пассивные («вампиры - падальщики»), они не вызывают с помощью каких - либо активных вредоносных действий отрицательных переживаний в жертве, а просто любят злорадствовать, когда другому плохо. Опасны лишь тем, что загрязняют собственным тихим злорадством психологическую атмосферу в семье, в коллективе. Наиболее опасны, конечно вампиры активные, которые, чтобы поживиться «психологической кровью», периодически норовят кого-нибудь и как-нибудь вывести из психологического равновесия, заставить злиться, обижаться, ругаться например. Психологические вампиры повсеместно распространены.
Психологический вампиризм, к сожалению, нередко наблюдается в производственных, да и в семейных отношениях. Психологический вампир в семье опасен еще и тем, что жертвы отказываются действия близкого человека оценивать как вампиризм, «ведь вроде - близкий же, как так он может...» В итоге - стресс от «психологических укусов» обеспечен. Так что задача защиты от «сосущих психологическую кровь» очень актуальна.О способах защиты от психологического вампиризма необходимо говорить отдельно и обстоятельно.
«Хронофагия» - пожирательство времени. Время - это наш бесценный ресурс. Время дается нам для того, чтобы мы время проживали, планируя и достигая цели - большие и маленькие, и лишь, поработав над задачами, позволяли себе отдых. И вот появляются на жизненном пути люди, которые посягают на этот наш бесценный дар, пытаются урвать кусочек, занять его собой, навязать выполнение их задач, которые ну совсем могут быть не в русле наших. И, что самое главное, не церемонятся в деликатности, порой, даже не пытаются договариваться с нами, нахраписто врываются в нашу жизнь. Либо манипулятивно заставляют обратить на них наше внимание, потратить время. Все это - пожиратели нашего времени, также могут быть отнесены к психологическим вампирам как их особая порода.
«Хроноцид» - возможно, этот термин выдумал ваш покорный слуга, во всяком случае - не удавалось его встретить во внешних источниках прежде. Я понимаю под ним «убийство» человеком собственного времени. Иначе говоря, мы сами у себя время крадем или его «пожираем», то есть сами себя делаем беднее - со всеми вытекающими для судьбы последствиями.
И чтобы полнее понять актуальность рачительного использования времени, часто помогает представление времени собственной жизни не в годах, как мы привыкли, а в днях, например. В этой связи уместно вспомнить слова из песни Вячеслава Бутусова: «Тридцать тысяч дней пройдет... человек родился - человек умрет...». Замечу, что если правильно пользоваться знаниями, представленными в данном сообщении, то точно удастся избежать хотя бы разрушительных форматов жизненных кризисов, а, значит - Бог отпустит дней больше, чем тридцать тысяч, и дней плодотворных, радующих, счастливых.


Экономическая опасность.

Социальная жизнь устроена так, что в обмен деньги сегодня люди готовы предоставить очень многие жизненно важные ресурсы. Очень важно, чтобы избежать кризиса и стресса, необходимо зарабатывать денежные средства, так как без их наличия, хотя бы в минимально - необходимом количестве сегодня невозможно прожить. Также необходимо их экономить, накапливать - для развития и на «черный день». Очень многие наши современники не умеют деньги экономить и копить, так как сразу их тратят по мере их поступления. Почему это с ними происходит? По нескольким причинам. Во первых, СМИ, реклама оказывают массированное информационное воздействие, заражая страстными соблазнами покупать все новые вещи, услуги - даже не нужные или не очень нужные. Во вторых, постсоветские граждане, наследуя культ коллективизма, пусть остаточным образом, но все еще очень сложно, противоречиво, в том числе - негативно относятся к собственности, богатству, накоплению. Некоторые даже стесняются богатства, так как опасаются осуждения, зависти со стороны близких. С другой стороны, родственники разбогатевшего человека стараются всеми «правдами и неправдами» (то есть - путем психологических манипуляций) принудить неадекватно щедро делиться накопленным. Вывод: раз уж мы живем теперь в эпоху капитализма, необходимо для целей адаптации и избежания стрессов развивать в себе и навыки правильного обращения с деньгами. При этом - не быть скупым, конечно, но и «простодыром», (тоесть неадекватно щедрым и расточительным) также быть опасно.

Наркологическая опасность.

Наркотики, алкоголь, табак.
Табак - это медленное орудие геноцида, медленный убийца. Постепенно смолы табака и многократные расслабления и спазмы разрушают сосуды многих органов и систем, особенно мозговые и коронарные сосуды сердца. Итогом, пусть через много лет, но зачастую еще не в старости, бывают досадные ишемии, инсульты, инфаркты, облитерирующие эндартерииты - закупорки артерий , главным образом - нижних конечностей с последующей гангреной и ампутацией. Картину табачных «подарков» венчает рак, главным образом легких, губы, горла, желудка. И если человек не погибает сразу, то о какой полноценной адаптации может быть речь у человека, восстанавливающегося, например, после постинсультного паралича или ковыляющего на костылях без одной ноги. Достоверно доказано - все это бывает из за сигарет!
Алкоголь.
Существует шутливая легенда о том, что Бог дает каждому человеку возможность без особого вреда и в радость принять за всю жизнь различные емкости с алкоголем: кому - канистру, кому - бочку, а кому и - цистерночку небольших размеров. Но при этом Бог имеет в виду, что: во первых человек пить будет небольшими порциями и не часто. И вот, к примеру, Ваня, Сережа и Петя пьют всяк по разному. И так выходит в итоге, что Ваня, которому дана канистра (непереносимость у Вани алкогольная вследствие, например, перенесенного гепатита в детстве) пьет по чуть - чуть всю жизнь и никогда не сопьется, так как здоровье ему это не позволит сделать. Так и хочется сказать, что не бывает худа без добра. А вот Петя наделен здоровой печенью, пить мог больше изначально, ну а постоянным своим пьянством натренировал печень перерабатывать и вовсе огромные дозы алкоголя. Вне всякого сомненья Петя алкоголик, но пока алкоголизм не дойдет до своих средних и конечных стадий, человек социально еще как-то адаптирован, и даже во хмелю от сильного уж стресса защищен, только с похмелья переживает, но ведь недолго, всего до следующего запоя. Правда жена его, вот уж точно - под стрессом сильнейшим. И эмоций весь спектр стрессовых испытывает - от печали и тоски до радражения и гнева. И один выход теперь у Пети - отказаться от алкоголя полностью, пожизненно, окончательно. Ибо отведенную ему Богом цистерну он уже выалкал. В итоге приобрел алкоголизм, заболевание хроническое, неизлечимое (если пить) и излечимое (!) - если не принимать алкоголь совсем, ни сколько.
И третий персонаж - Сережа - очень компетентный, информированный, культурный гражданин. Он знает очень много о достоинствах алкоголя и опасностях, связанных с неумеренным его приемом. Знает правила культурного пития, практически всегда их выполняет. За руль садится только спустя сутки после последнего приема. Вот такой индивид никогда не заболеет алкоголизмом, и бочку свою пожизненную будет попивать всю жизнь себе и близким на радость. И, есественно, никаких стрессов и кризисов ни себе ни семье он на почве пития не принесет
Есть, правда, еще крайне редкий анти-алко-психотип Володя. Это - убежденный трезвенник изначально, с детства, либо пришедший к этой идее в результате духовного роста и духовных практик. И если Володя действительно гармоничен в своих духовных исканиях, а не убегает от проблем и задач земных в «духовку», как это бывает, и основания собственной химической трезвости он имеет самые высшие, то такому человеку действительно можно только по доброму позавидовать, и брать с него пример и учиться у такого мудрости. Такой человек и стрессоустойчивости обучит и на нужный путь наставит.
Наркотики оставляю без долгих комментариев как безоговорочное и очевидное зло для организма человека и его судьбы. Исключения составляют случаи спасительного мощного обезболивающего воздействия наркотиков - строго под контролем врачей.

 

Саморазрушительные страсти.
Любовная зависимость, зависимость от экстремальных видов поведения.
О любовной зависимости существует уже на нашем сайте статья, где подробно описаны ее природа, механизмы развития, симптомы. Отмечу лишь то, что несчастные, страдающие унизительной для них любовной зависимостью граждане ежемесячно обращаются за помощью. И огда клиенту или клиентке удается помочь преодолеть саморазрушительный накал любовной страсти, стараешься закрепить результат данной работы, стараешься помочь человеку приобрести навык не-вхождения в болезненные форматы любовных переживаний. Как выфразился один мой коллега: «Любовной зависимостью надо один раз переболеть как корью, чтобы приобрести иммунитет и больше не болеть ею». Стараешься помочь привить человеку данный иммунитет. И тогда любовь не будет таким сильнейшим стрессом, а будет приносить главным образом - радость.
Экстремальные виды поведения.
У меня был один клиент, который поначалу пил алкоголь, ну прямо скажем - экстремально, и допился до «белой горячки», до госпитализации в клинику и последующего курса психотерапевтической реабилитации. Теперь он уже длительный срок не пьет, но экстремалом в душе своей и в поведении продолжает оставаться. Вначале он занялся прыжками с парашютом, очень рьяно, но упор на теоретическую подготовку и практику не делал, а старался просто очень много прыгать, да к тому же делал рискованные эксперименты с затяжными прыжками, в результате чуть не убился насмерть, серьезно ушибся и сломал обе ноги. Несколько месяцев отлежал в больнице, затем приобрел хороший дорогой мотоцикл, и продолжил «экстремалить» на нем. При этом ,опять же, не уделял должного внимания тренировке навыков езды, но старался выжать из мощной двухколесной машины все, на что только она способна. И - опять плачевный результат: перелом ключицы, ноги, сотрясение мозга. Сам «герой» говорит , что экстрим дает ему жизненный адреналин. Близкие же люди про него говорят так: «Парень настойчиво просится попасть на тот свет!». Вывод - полностью заставить человека исключить экстрим из собственной жизни? Нет, разумеется, особенно, если уж человеку присущ вкус к этаким «острым» впечатлениям. Скорость, высота, глубина - из друзей во врагов может превращаться в один миг. Поэтому чтобы не оказаться в кризисе, да еще и на больничной койке или в кризисе в связи с инвалидностью, необходимо овладевать данными физическими стихиями, быть компетентными, знать свои возможности и ограничения своих возможностей. Иными словами, «внутренний адреналин» тоже необходимо дозировать, соблюдая меру.


Опасность болезней и преждевременного старения.
Болезни, связанные с естественными процессами старения - неизбежны, однако, период физической и психической немощи может наступить слишком рано и для многих людей неожиданно. Действительно что уж такого естественного в том, что инфаркт, инсульт, облитерирующий эндартериит и прочие тяжелые болезни настигают человека в очень деятельном возрасте - от 35 до 50 лет. И это сегодня, к сожалению, не редкость. Несвоевременная тяжелая болезнь для несчастного заболевшего - огромный кризис и сильнейший стресс, дополнительно к первичной болезни - убийственный сам по себе.
И, чтобы тяжелая «хворь» не свалила, порой достаточно «всего лишь» правильно питаться, достаточно двигаться, закаляться и, конечно же - повышать собственную стрессоустойчивость , ту ее часть, которая необходима в многообразных социальных контактах на работе и в личной сфере, в которых современный человек должен чувствовать себя, если и не как «рыба в воде», то, хотя бы терпимо и сносно, и компетентно, результативно, конечно!


Антикризисная психотерапевтическая работа.

На индивидуальном приеме с клиентами доводится заниматься как собственно терапевтической работой, направленной на разрешение проблем, уже возникших в психическом состоянии и в отношениях; так и личностно развивающей, направленной на профилактику кризисов и дезадаптирующих стрессов.
При работе с психическими расстройствами используются техники коррекции эмоционального состояния, коррекции мышления и поведения.
В ходе данной работы утилизируются неадекватные (патогенные), ведущие к расстройству, стереотипы мышления, поведения и эмоционального реагирования; синтезируются и прививаются новые, адекватные навыки стрессоустойчивости, адаптирующие и способствующие творчеству и коммуникации, убеждения, ценности, роли, сценарии. В объеме, необходимом и достаточном для адаптации, даются знания как философско - мировоззренческого характера, более конкретные, ситуационно применимые знания по психологии, логике, теории управления.
Параллельно с помощью различного рода лечебно - коррекционных методик ослабляются и убираются различные невротические симптомы, такие как расстройство сна, раздражительность, навязчивые мысли, депрессия, неустойчивое настроение и прочие.
Работа над клиента над задачами собственного исцеления и развития зачастую сопровождается большими трудозатратами и нередкими эпизодами дискомфорта, поэтому очень хорошо, если психотерапевт способен иногда, когда это необходимо, утешить, а в иные моменты - пошутить, развлечь клиента. Просто быть интересным как личность, что достигается собственной всесторонней личностной развитостью. Выдающийся психотерапевт современности док5тор медицинских наук А. Л. Катков даже выделяет методику «Тысячи и одной ночи» по аналогии с действиями Шахерезады, которая, рассказывая истории и сказки , умела на протяжении сотен часов держать слушателя на пике интереса.
Важно для терапевта понимать то, что любая эффективная, в частности развивающее - терапевтическая коммуникация обязательно проводится на двух уровнях: сознательном и подсознательном. На уровне сознания происходят главным образом те коррекционно - развивающие действия, которые только что были упомянуты. Подсознательный же уровень поддается главным образом невербальным (несловесным) способам влияния. Иными словами, подсознание клиента чутко реагирует на мимику, жесты, позу, позицию терапевта, на тембр его голоса, на мелодию, ритмику его речи, на эмоции психотерапевта, на его состояние, настроение. На то, открыт или закрыт терапевт, искренен он или наигранно - двойственен.
При достаточной личностной проработанности психотерапевта его личное подсознание показывает заразительный пример способности к синергии и минимум защитно - конфронтационных стратегий, главным образом мешающих терапии да и, зачастую - ограничивающих адаптационные и творческие потенции клиента. Подсознание опытного и проработанного, наделенного житейской мудростью терапевта способствует возникновению нередко случающегося в терапии явления психологического резонанса, в результате которого , во первых, клиент позитивно энергизируется, во вторых - протектируются (поддерживаются) и закрепляются сознательно направленные терапевтические стратегии.
Чтобы Вам, Алена, было легче представить то, как может осуществляться психотерапевтическая работа, приведу пример резюме одной такой работы, которое по моей просьбе составила клиентка, недавно прошедшая курс терапии в количестве шести сеансов.

Кристина, 29 лет, проживает в Тюмени, не замужем, на протяжении 2 лет имеет любовные отношения с молодым человеком, инженер, занимает должность руководителя среднего звена на предприятии нефтяной отрасли. Обратилась на терапию с жалобами на неустойчивое, часто подавленное настроение, ощущение жизненного тупика, чувство нервного перенапряжения, расстройство сна, мысли навязчивого характера о неудачах, низкую самооценку, участившиеся конфликты на производстве и в личной сфере.


Мои познания
(так Кристина решила назвать резюме терапии).
1день.

  • Не можешь изменить ситуацию, измени взгляд на нее. Мир делится на добро и зло (белое и черное) - он не идеален; люди не ангелы и имеют право на ошибки - они не идеальны, и ЭТО я не могу изменить, исправить что-то, добавить или убрать, у меня нет на то полномочий и сил, а вообще это просто не реально. Я могу только наблюдать и по возможности избегать не красивых, конфликтных и, по моему мнению, не справедливых ситуаций. А вместе с тем бездействуя, я могу накопить силы, энергию, опыт и повлиять на ситуацию, которая подвластна мне.

 

2 день.

  • Относись к людям так, как хочешь, что бы относились к тебе. Спорить и не идти на компромисс это неуважение собеседника. Иногда, даже нужно уступить, тем самым избежать конфликта, а иногда даже и самому получить выгоду. Стоит учитывать то, что каждый человек имеет право не только на свою точку зрения, но и на то что бы высказать ее. Надо уметь принимать людей такими, какие они есть, уметь слушать и слышать их. Может быть, иногда относиться к ним с юмором. Просто любить.

 

3 день.

  • Яблоко от яблони не далеко падает. Дети похожи на своих родителей и это факт. Но не только внешние данные нам передаются, личные качества не исключение. Личных человеческих качеств не бывает плохих или хороших, они все присущи нам, все зависит от их количества, от их меры. Надо уметь видеть свои недостатки и пытаться минимизировать их, надо стремиться к гармонии между этими самыми качествами.

 

4 день.

  • Поговори хоть ты со мной... Самое главное отличие человека от животных это речь. Люди об этом очень часто забывают. Конечно, было бы проще, если бы мы умели читать мысли друг друга. А может и не проще? Ведь не все хочется рассказать. Так не лучше ли поговорить? Надо разговаривать, договариваться и пере договариваться. Делиться, советоваться, просто общаться. Ведь именно в общении мы узнаем больше друг о друге, делимся знаниями, строим планы, доверяем мечты.

 

5 день.

  • От улыбки станет всем светлей... «Прилеплять» улыбку, особенно когда совсем не весело, это не значит быть лживым, это значит настроить себя на хороший лад, на позитивное настроение, это значит быть приветливым. Надо учиться быть легкой.

 

6 день.

  • Со стороны - виднее. Очень полезно «отключать» голову от проблем и навалившихся дел. Со стороны все беды и проблемы кажутся просто временными трудностями. В этом состоянии чувствуешь себя свободно. И вообще, сразу во всех аспектах жизни не может быть хорошо: где то хорошо, а где то не очень.

 

Заключение.
В данном сообщении была дана обзорная информация о жизненных кризисах и возникающих в ответ на них стрессовых реакциях. Было рассказано о факторах, как мешающих индивиду адаптироваться в ситуации кризиса, так и о ресурсах, главным образом - психологических, которые способствуют адаптации и преодолению индивидом критической ситуации. Освящены показания к применению психотерапии, кратко описаны основные виды противокризисной психотерапевтической работы.
Я надеюсь, что статья поможет Вам, Алена, да и другим читателям научиться своевременно, то есть - в самом её начале, определять наступление критической ситуации, и, опять же - своевременно и полно получать психологические ресурсы, необходимые для совладания с ситуацией кризиса и стресса. Получать конечно же по возможности - самостоятельно. И, если все же «хворь» стрессовая слишком крепко зацепит и глубоко укоренится - не стесняться во время обратиться к специалисту и получить помощь извне, восстановить адаптацию, повысить стрессоустойчивость.


С уважением,Ваш Доктор Желонкин Андрей Николаевич

 

Благотворительность вместо сувениров!