Меню
Что для Вас имеет значение при выборе психолога?








Результаты
 Считаю, что в сложной жизненной ситуации...




Результаты

Детская дружба

 

1. В каком возрасте понятие дружба входит в жизнь ребенка?

 


В любом. Что не дается ребенку с генами, то он получает от родителей и прочих окружающих его людей, в том числе примеры дружеских отношений, навыки дружбы. Это происходит в том случае, если родители дружат как между собой, с другими людьми, так и с ним самим. Такие примеры усваивает ребенок, глядя на значимых для него взрослых людей, чувствуя их энергетику. И это происходит с самого раннего возраста.

 
2. Насколько долговечны и значимы первые дружеские чувства?

Первые дружеские чувства – очень значимы, как и все, что случается в жизни впервые. Насколько они долговечны? Как повезет, как сложится, как «сможется»…

3. Должны ли родители каким-то образом регулировать эти новые для ребенка отношения? 

 Да – если будет на то необходимость. Делать это лучше деликатно и, вместе с тем – эффективно. Подойдет роль доброго ненавязчивого наставника.


4. Существует расхожее мнение, что дети всюду находят себе друзей. Дети понимают разницу между приятелями, с которыми просто играют во дворе и друзьями, которым доверяют секреты? 

Задача родителя – научить ребенка понимать данную разницу, если он этого делать еще не умеет.


5. Нередко можно встретить такой тандем - самый робкий(ая) и тихий(ая) мальчик(девочка) и ребенок-лидер, этакий (ая) "сорвиголова". Как относиться к такому союзу? 

В жизни детской, да и взрослой часто бывает так, что кто то сильнее, а кто то – слабее. Слабые, естественно, тянутся за сильными лидерами, а последние, в свою очередь – ведут более слабых и робких за собой. И даже создаются союзы, в том числе – дружеские, где один больше лидирует, а другой больше подчиняется. Все эти вещи сами по себе – часть нашей жизни и ничего в этом патологичного и ненормального нет. Однако, согласен, проблема может быть в том, что лидер бывает по типу «сорвиголова», то есть с делинквентными (отвержение социальных норм и культурных ценностей)  и даже криминальными наклонностями в убеждениях и поведении. Поэтому отношение к такому тандему у родителей должно быть по меньшей мере внимательным, и бдительным – при необходимости.


6. Заводят ли дети себе расчетливо полезных друзей, как это иногда делают взрослые? 

Очевидно – да. Тем более, как вы сказали, так делают взрослые, хотя бы иногда. И детям есть у кого поучиться делать то же самое.



7. Что делать, если ребенок поссорился с лучшим другом? - Переезд друга или подруги дети переживают тяжело, как помочь ребенку? 

Ребенок поссорился с лучшим другом и переживает ссору? Поддержать, утешить, помочь составить план примирения.

Переезд друга дети переживают тяжело? Не факт. Разные дети расставание даже с самыми лучшими друзьями переживают по-разному. Если переживает тяжело – соответственно поддержать, проконсультировать на тему того, как с другом можно продолжать общаться, в том числе – и с помощью современных средств коммуникации. Если позволяют средства и прочие обстоятельства – организовывать редкие взаимные визиты друг к другу.

8. Обратная ситуация — мы сами переезжаем в другой город, ребенок понимает, что он потеряет и школьных товарищей и друзей во дворе. Как подготовить к этому ребенка? 

Настраивать ребенка, что переезд, как и любая большая жизненная перемена – это всегда и риски (например, потерять старых друзей, хотя – не факт - при современных средствах коммуникации) и, одновременно – новые возможности (новые впечатления и опыт, новые, возможно – лучшие условия жизни, даже новые друзья на новом месте!). Так примерно готовить.

9. Если родителям не нравится друг их чада, запрещать дружить? Смириться и молчать? Что делать?

Эта дружба содержит серьезный риск безопасности вашему чаду (наркоопасность, криминал, аморальное поведение, психологическая, физическая, прочие опасности)? Если есть что то из выше перечисленного – естественно, запрещать дружить с такими. И это вы делать не то, чтобы можете или нет, а просто обязаны, так как отвечаете за безопасность вашего несовершеннолетнего ребенка вы.

Если антипатия у вас к другу чада иной природы, то надо разбираться индивидуально и – вести себя в соответствии с особенностями каждой конкретной ситуации. Где-то твердо, а где-то – деликатно.

10. Какого возраста должны быть друзья моего ребенка? Если друзья младше или старше его, это нормально?

Любого. Не вижу существенных оснований придумывать здесь какие-то ограничения. Могут быть друзья старшие, младшие, ровня по возрасту. Это – в принципе и в-общем. Теперь – оговорки про частности. Если у вашего ребенка несколько друзей и они либо – его ровесники либо – ровесники и старше и младше, то у вашего ребенка есть такая роскошь развиваться наиболее гармонично, так как у старших друзей он может перенимать ценный опыт, на отношениях с младшими оттачивать свои лидерские качества и навыки заботы, а с ровесниками, например, просто развлекаться весело.

Тревожить или заботить может та ситуация, когда у ребенка не складываются отношения с ровней, и на фоне этого он только и делает, что самоутверждается во власти над младшими, либо предпочитает искать защиту у старших, отдавая им взамен власть над собой (бывает, включается такая защитная форма психологической зависимости).

В любом случае родителям надо мониторить ситуацию и вести себя ситуационно эффективно, в том числе, при необходимости – вовремя обращаться за помощью к специалистам

11. Стоит ли беспокоиться, если у ребенка нет друзей?

Стоит, конечно. Без друзей и дружеских отношений - как и где еще ребенок может получить столь важные современному человеку навыки социальных отношений? Единственное исключение из этого правила, это если ваше чадо – прирожденный интроверт (не путать с аутистом). Интроверт – это редко встречающийся (не более 10% населения) вариант здоровой личности, для которой общение действительно не требуется или его требуется очень немного. Такие личности умудряются быть самодостаточными, по крайней мере – психологически. Социальные контакты – для них скорее вынужденность, нежели потребность. Ваш ребенок – не интроверт?

12. Какова роль родителей в том, с кем и как будет дружить их ребенок? 

Выделим даже не одну, а  три основные роли: бдительного монитора (быть в курсе основных событий, происходящих в жизни ребенка и в частности в  его дружеских связях), деликатного наставника (мы опытнее наших детей, в том числе – в вопросах дружбы, и хорошо, если нам будет удаваться этот опыт передавать) и харизматичного менеджера (руководить, направлять, вовлекать ребенка в конструктивные форматы дружбы). Таким можно представить оптимальный образ родителя в его участии в вопросах сопровождения ребенка в его опытах дружеских отношений.

 

 

 

 

Благотворительность вместо сувениров!